Войти
Портал компьютерных советов - Hiper-ru
  • Конвертирование файла TIB do VMDK Преобразование файла disk image backup в vhd
  • Как на мобильнике набрать добавочный номер
  • Как я справился с запароленным RAR-архивом Программа для расшифровки rar архивов
  • Тайминги оперативной памяти
  • Подключение и отключение разъёмов на шлейфах
  • Client kazynashylyk kz вход в систему
  • Вынесение общего множителя за скобки. Калькулятор онлайн.Упрощение многочлена.Умножение многочленов Примеры вынесения общего множителя за скобки

    Вынесение общего множителя за скобки. Калькулятор онлайн.Упрощение многочлена.Умножение многочленов Примеры вынесения общего множителя за скобки

    Продолжаем разбираться с основами алгебры. Сегодня мы поработаем с , а именно рассмотрим такое действие, как вынесение общего множителя за скобки .

    Содержание урока

    Основной принцип

    Распределительный закон умножения позволяет умножить число на сумму (или сумму на число). Например, чтобы найти значение выражения 3 × (4 + 5) можно умножить число 3 на каждое слагаемое в скобках и сложить полученные результаты:

    3 × (4 + 5) = 3 × 4 + 3 × 5 = 12 + 15

    Число 3 и выражение в скобках можно поменять местами (это следует из переместительного закона умножения). Тогда каждое слагаемое, которое в скобках, будет умножено на число 3

    (4 + 5) × 3 = 4 × 3 + 5 × 3 = 12 + 15

    Пока не будем вычислять конструкцию 3 × 4 + 3 × 5 и складывать полученные результаты 12 и 15 . Оставим выражение в виде 3 (4 + 5) = 3 × 4 + 3 × 5 . Ниже оно нам потребуется именно в таком виде, чтобы понять суть вынесения общего множителя за скобки.

    Распределительный закон умножения иногда называют внесением множителя во внутрь скобок. В выражении 3 × (4 + 5) множитель 3 был за скобками. Умножив его на каждое слагаемое в скобках, мы по сути внесли его во внутрь скобок. Для наглядности можно так и записать, хоть и не принято так записывать:

    3 (4 + 5) = (3 × 4 + 3 × 5)

    Поскольку в выражении 3 × (4 + 5) число 3 умножается на каждое слагаемое в скобках, это число является общим множителем для слагаемых 4 и 5

    Как говорилось ранее, умножив этот общий множитель на каждое слагаемое в скобках, мы вносим его во внутрь скобок. Но возможен и обратный процесс — общий множитель можно обратно вынести за скобки. В данном случае в выражении 3 × 4 + 3 × 5 общий множитель виден, как на ладони — это множитель 3 . Его и нужно вынести за скобки. Для этого сначала записывается сам множитель 3

    и рядом в скобках записывается выражение 3 × 4 + 3 × 5 но уже без общего множителя 3 , поскольку он вынесен за скобки

    3 (4 + 5)

    В результате вынесения общего множителя за скобки получается выражение 3 (4 + 5) . Это выражение тождественно равно предыдущему выражению 3 × 4 + 3 × 5

    3(4 + 5) = 3 × 4 + 3 × 5

    Если вычислить обе части полученного равенства, то получим тождество:

    3(4 + 5) = 3 × 4 + 3 × 5

    27 = 27

    Как происходит вынесение общего множителя за скобки

    Вынесение общего множителя за скобки по сути является обратной операцией внесению общего множителя во внутрь скобок.

    Если при внесении общего множителя внутрь скобок, мы умножаем этот множитель на каждое слагаемое в скобках, то при вынесении этого множителя обратно за скобки, мы должны разделить каждое слагаемое в скобках на этот множитель.

    В выражении 3 × 4 + 3 × 5 , которое было рассмотрено выше, так и происходило. Каждое слагаемое было разделено на общий множитель 3 . Произведения 3 × 4 и 3 × 5 и являются слагаемыми, поскольку если их вычислить, мы получим сумму 12 + 15

    Теперь мы можем детально увидеть, как происходит вынесение общего множителя за скобки:

    Видно, что общий множитель 3 сначала вынесен за скобки, затем в скобках происходит деление каждого слагаемого на этот общий множитель.

    Деление каждого слагаемого на общий множитель можно выполнять не только разделяя числитель на знаменатель, как это было показано выше, но и сокращая эти дроби. В обоих случаях получится один и тот же результат:

    Мы рассмотрели простейший пример вынесения общего множителя за скобки, чтобы понять основной принцип.

    Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. После того, как число умножено на каждое слагаемое в скобках, полученные результаты складывают, и общий множитель пропадает из виду.

    Вернёмся к нашему примеру 3 (4 + 5) . Применим распределительный закон умножения, то есть умножим число 3 на каждое слагаемое в скобках и сложим полученные результаты:

    3 × (4 + 5) = 3 × 4 + 3 × 5 = 12 + 15

    После того, как вычислена конструкция 3 × 4 + 3 × 5 , мы получаем новое выражение 12 + 15 . Видим, что общий множитель 3 пропал из виду. Теперь в полученном выражении 12 + 15 попробуем обратно вынести общий множитель за скобки, но чтобы вынести этот общий множитель его сначала нужно найти.

    Обычно при решении задач встречаются именно такие выражения, в которых общий множитель сначала нужно найти, прежде чем его выносить.

    Чтобы в выражении 12 + 15 вынести общий множитель за скобки, нужно найти наибольший общий делитель (НОД) слагаемых 12 и 15. Найденный НОД и будет общим множителем.

    Итак, найдём НОД слагаемых 12 и 15. Напомним, что для нахождения НОД необходимо разложить исходные числа на простые множители, затем выписать первое разложение и убрать из него множители, которые не входят в разложение второго числа. Оставшиеся множители нужно перемножить и получить искомый НОД. Если испытываете затруднения на этом моменте, обязательно повторите .

    НОД слагаемых 12 и 15 это число 3. Данное число является общим множителем слагаемых 12 и 15. Его и нужно выносить за скобки. Для этого сначала записываем сам множитель 3 и рядом в скобках записываем новое выражение, в котором каждое слагаемое выражения 12 + 15 разделено на общий множитель 3

    Ну и дальнейшее вычисление не составляет особого труда. Выражение в скобках легко вычисляется — двенадцать разделить на три будет четыре , а пятнадцать разделить на три будет пять :

    Таким образом, при вынесении общего множителя за скобки в выражении 12 + 15 получается выражение 3(4 + 5) . Подробное решение выглядит следующим образом:

    В коротком решении пропускают запись в которой показано, как каждое слагаемое разделено на общий множитель:

    Пример 2. 15 + 20

    Наибольший общий делитель слагаемых 15 и 20 это число 5. Данное число является общим множителем слагаемых 15 и 20. Его и вынесем за скобки:

    Получили выражение 5(3 + 4).

    Получившееся выражение 5(3 + 4) можно проверить. Для этого достаточно умножить пятёрку на каждое слагаемое в скобках. Если мы всё сделали правильно, то должны получить выражение 15 + 20

    Пример 3. Вынести общий множитель за скобки в выражении 18 + 24 + 36

    Найдём НОД слагаемых 18, 24 и 36. Чтобы найти , нужно разложить эти числа на простые множители, затем найти произведение общих множителей:

    НОД слагаемых 18, 24 и 36 это число 6. Данное число является общим множителем слагаемых 18, 24 и 36. Его и вынесем за скобки:

    Проверим получившееся выражение. Для этого умножим число 6 на каждое слагаемое в скобках. Если мы всё сделали правильно, то должны получить выражение 18 + 24 + 36

    Пример 4. Вынести общий множитель за скобки в выражении 13 + 5

    Слагаемые 13 и 5 являются простыми числами. Они раскладываются только на единицу и самих себя:

    Это значит, что у слагаемых 13 и 5 нет общих множителей, кроме единицы. Соответственно, нет смысла выносить эту единицу за скобки, поскольку это ничего не даст. Покажем это:

    Пример 5. Вынести общий множитель за скобки в выражении 195 + 156 + 260

    Найдём НОД слагаемых 195, 156 и 260

    НОД слагаемых 195, 156 и 260 это число 13. Данное число является общим множителем для слагаемых 195, 156 и 260. Его и вынесем за скобки:

    Проверим получившееся выражение. Для этого умножим 13 на каждое слагаемое в скобках. Если мы всё сделали правильно, то должны получить выражение 195 + 156 + 260

    Выражение, в котором требуется вынести общий множитель за скобки, может быть не только суммой чисел, но и разностью. 16 − 12 − 4. Наибольшим общим делителем чисел 16, 12 и 4 это число 4. Данное число и вынесем за скобки:

    Проверим получившееся выражение. Для этого умножим четвёрку на каждое число в скобках. Если мы всё сделали правильно, то должны получить выражение 16 − 12 − 4

    Пример 6. Вынести общий множитель за скобки в выражении 72 + 96 − 120

    Найдём НОД чисел 72, 96 и 120

    НОД для 72, 96 и 120 это число 24. Данное число является общим множителем слагаемых 195, 156 и 260. Его и вынесем за скобки:

    Проверим получившееся выражение. Для этого умножим 24 на каждое число в скобках. Если мы всё сделали правильно, то должны получить выражение 72+96−120

    Общий множитель, выносимый за скобки, может быть и отрицательным. Например, вынесем общий множитель за скобки в выражении −6 − 3. Вынести общий множитель за скобки в таком выражении можно двумя способами. Рассмотрим каждый из них.

    Способ 1.

    Заменим вычитание сложением:

    −6 + (−3)

    Теперь находим общий множитель. Общим множителем данного выражения будет наибольший общий делитель слагаемых −6 и −3.

    Модуль первого слагаемого это 6. А модуль второго слагаемого это 3. НОД(6 и 3) равен 3. Данное число является общим множителем слагаемых 6 и 3. Его и вынесем за скобки:

    Выражение полученное таким способом получилось не очень аккуратным. Много скобок и отрицательных чисел не придают выражению простоту. Поэтому можно воспользоваться вторым способом, суть которого заключается в том, чтобы вынести за скобки не 3, а −3.

    Способ 2.

    Как и в прошлый раз заменяем вычитание сложением

    −6 + (−3)

    В этот раз мы вынесем за скобки не 3, а −3

    Выражение полученное в этот раз выглядит намного проще. Запишем решение покороче, чтобы сделать его ещё проще:

    Разрешать выносить отрицательный множитель за скобки связано с тем, что разложение чисел −6 и (−3) можно записать двумя видами: сначала сделать множимое отрицательным, а множитель положительным:

    −6 = −2 × 3

    −3 = −1 × 3

    во втором случае множимое можно сделать положительным, а множитель отрицательным:

    −6 = 2 × (−3)

    −3 = 1 × (−3)

    А значит мы вольны выносить за скобки тот сомножитель, который захотим.

    Пример 8. Вынести общий множитель за скобки в выражении −20 − 16 − 2

    Заменим вычитание сложением

    −20 − 16 − 2 = −20 + (−16) + (−2)

    Наибольшим общим делителем слагаемых −20, −16 и −2 является число 2. Это число является общим множителем этих слагаемых. Посмотрим, как это выглядит:

    −20 = −10 × 2

    −16 = −8 × 2

    −2 = −1 × 2

    Но приведенные разложения можно заменить на тождественно равные разложения. Различие будет в том, что общим множителем будет не 2 , а −2

    −20 = 10 × (−2)

    −16 = 8 × (−2)

    −2 = 1 × (−2)

    Поэтому для удобства за скобки можно вынести не 2 , а −2

    Запишем приведенное решение покороче:

    А если бы мы вынесли за скобки 2 , то получилось бы не совсем аккуратное выражение:

    Пример 9. Вынести общий множитель за скобки в выражении −30 − 36 − 42

    Заменим вычитание сложением:

    −30 + (−36) + (−42)

    Наибольшим общим делителем слагаемых −30, −36 и −42 это число 6. Данное число является общим множителем для этих слагаемых. Но за скобки мы вынесем не 6, а −6 поскольку числа −30, −36 и −42 можно представить так:

    −30 = 5 × (−6)

    −36 = 6 × (−6)

    −42 = 7 × (−6)

    Вынесение минуса за скобки

    При решении задач иногда может быть полезным вынесение минуса за скобки. Это позволяет упростить выражение и сделать его проще.

    Рассмотрим следующий пример. Вынести минус за скобки в выражении −15 + (−5) + (−3)

    Для наглядности заключим данное выражение в скобки, ведь речь идёт о том, чтобы вынести минус за эти скобки

    (−15 + (−5) + (−3))

    Итак, чтобы вынести минус за скобки, нужно записать перед скобками минус и в скобках записать все слагаемые, но с противоположными знаками. Знаки операций (то есть плюсы) оставляем без изменений:

    −(15 + 5 + 3)

    Мы вынесли минус за скобки в выражении −15 + (−5) + (−3) и получили −(15 + 5 + 3) . Оба выражения равны одному и тому же значению −23

    −15 + (−5) + (−3) = −23

    −(15 + 5 + 3) = −(23) = −23

    Поэтому между выражениями −15 + (−5) + (−3) и −(15 + 5 + 3) можно поставить знак равенства, потому что они равны одному и тому же значению:

    −15 + (−5) + (−3) = −(15 + 5 + 3)

    −23 = −23

    На самом деле при вынесении минуса за скобки опять же срабатывает распределительный закон умножения:

    a(b + c) = ab + ac

    Если поменять местами левую и правую часть этого тождества, то получится, что сомножитель a вынесен за скобки

    ab + ac = a(b+c)

    Тоже самое происходит, когда мы выносим общий множитель в других выражениях и когда выносим минус за скобки.

    Очевидно, что при вынесении минуса за скобки, выносится не минус, а минус единица. Ранее мы говорили, что коэффициент 1 принято не записывать.

    Поэтому и образуется перед скобками минус, а знаки слагаемых которые были в скобках меняют свой знак на противоположный, поскольку каждое слагаемое разделено на минус единицу.

    Вернёмся к предыдущему примеру и детально увидим, как на самом деле выносился минус за скобки

    Пример 2. Вынести минус за скобки в выражении −3 + 5 + 11

    Ставим минус и рядом в скобках записываем выражение −3 + 5 + 11 с противоположным знаком у каждого слагаемого:

    −3 + 5 + 11 = −(3 − 5 − 11)

    Как и в прошлом примере, здесь за скобки вынесен не минус, а минус единица. Подробное решение выглядит следующим образом:

    Сначала получилось выражение −1(3 + (−5) + (−11)) , но мы раскрыли в нём внутренние скобки и получили выражение −(3 − 5 − 11) . Раскрытие скобок это тема следующего урока, поэтому если данный пример вызывает у вас затруднения, можете пока пропустить его.

    Вынесение общего множителя за скобки в буквенном выражении

    Выносить общий множитель за скобки в буквенном выражении намного интереснее.

    Для начала рассмотрим простейший пример. Пусть имеется выражение 3 a + 2 a . Вынесем общий множитель за скобки.

    В данном случае, общий множитель виден невооруженным глазом — это множитель a . Его и вынесем за скобки. Для этого записываем сам множитель a и рядом в скобках записываем выражение 3a + 2a , но уже без множителя a поскольку он вынесен за скобки:

    Как и в случае с числовым выражением, здесь происходит деление каждого слагаемого на вынесенный общий множитель. Выглядит это так:

    В обеих дробях переменные a были сокращены на a . Вместо них в числителе и в знаменателе получились единицы. Единицы получились по причине того, что вместо переменной a может стоять любое число. Эта переменная располагалась и в числителе и в знаменателе. А если в числителе и в знаменателе располагаются одинаковые числа, то наибольший общий делитель для них будет само это число.

    Например, если вместо переменной a подставить число 4 , то конструкция примет следующий вид: . Тогда четвёрки в обеих дробях можно будет сократить на 4:

    Получается то же самое, что и раньше, когда вместо четвёрок стояла переменная a .

    Поэтому не следует пугаться при виде сокращения переменных. Переменная это полноправный множитель, пусть даже выраженный буквой. Такой множитель можно выносить за скобки, сокращать и выполнять другие действия, которые допустимы к обычным числам.

    Буквенное выражение содержит не только числа, но и буквы (переменные). Поэтому общий множитель, который выносится за скобки часто бывает буквенным множителем, состоящим из числа и буквы (коэффициента и переменной). К примеру, следующие выражения являются буквенными множителями:

    3a, 6b, 7ab, a, b, c

    Прежде чем выносить такой множитель за скобки, нужно определиться, какое число будет в числовой части общего множителя и какая переменная будет в буквенной части общего множителя. Другими словами, нужно узнать какой коэффициент будет у общего множителя и какая переменная будет в него входить.

    Рассмотрим выражение 10a + 15a . Попробуем вынести в нём общий множитель за скобки. Сначала определимся из чего будет состоять общий множитель, то есть узнаем его коэффициент и какая переменная будет в него входить.

    Коэффициентом общего множителя должен быть наибольший общий делитель коэффициентов буквенного выражения 10a + 15a . 10 и 15 , а их наибольший общий делитель это число 5 . Значит число 5 будет коэффициентом общего множителя, выносимого за скобки.

    Теперь определимся какая переменная будет входить в общий множитель. Для этого нужно посмотреть на выражение 10a + 15a и найти буквенный сомножитель, который входит во все слагаемые. В данном случае, это сомножитель a . Этот сомножитель входит в каждое слагаемое выражения 10a + 15a . Значит переменная a будет входить в буквенную часть общего множителя, выносимого за скобки:

    Теперь осталось вынести общий множитель 5a за скобки. Для этого разделим каждое слагаемое выражения 10a + 15a на 5a . Для наглядности коэффициенты и числа будем отделять знаком умножения (×)

    Проверим получившееся выражение. Для этого умножим 5a на каждое слагаемое в скобках. Если мы всё сделали правильно, то получим выражение 10a + 15a

    Буквенный множитель не всегда можно вынести за скобки. Иногда общий множитель состоит только из числа, поскольку ничего подходящего для буквенной части в выражении не находится.

    Например, вынесем общий множитель за скобки в выражении 2a − 2b . Здесь общим множителем будет только число 2 , а среди буквенных сомножителей общих множителей в выражении нет. Поэтому в данном случае будет вынесен только множитель 2

    Пример 2. Вынести общий множитель выражении 3x + 9y + 12

    Коэффициентами данного выражения являются числа 3, 9 и 12, их НОД равен 3 3 . А среди буквенных сомножителей (переменных) нет общего множителя. Поэтому окончательный общий множитель это 3

    Пример 3. Вынести общий множитель за скобки в выражении 8x + 6y + 4z + 10 + 2

    Коэффициентами данного выражения являются числа 8, 6, 4, 10 и 2, их НОД равен 2 . Значит коэффициентом общего множителя, выносимого за скобки, будет число 2 . А среди буквенных сомножителей нет общего множителя. Поэтому окончательный общий множитель это 2

    Пример 4. Вынести общий множитель 6ab + 18ab + 3abc

    Коэффициентами данного выражения являются числа 6, 18 и 3, их НОД равен 3 . Значит коэффициентом общего множителя, выносимого за скобки, будет число 3 . В буквенную часть общего множителя будут входить переменные a и b, поскольку в выражении 6ab + 18ab + 3abc эти две переменные входят в каждое слагаемое. Поэтому окончательный общий множитель это 3ab

    При подробном решении выражение становится громоздким и даже непонятным. В данном примере это более чем заметно. Это связано с тем, что мы сокращаем множители в числителе и в знаменателе. Лучше всего делать это в уме и сразу записывать результаты деления. Тогда выражение станет коротким и аккуратным:

    Как и в случае с числовым выражением в буквенном выражении общий множитель может быть и отрицательным.

    Например, вынесем общий множитель за скобки в выражении −3a − 2a .

    Для удобства заменим вычитание сложением

    −3a − 2a = −3a + (−2a )

    Общим множителем в данном выражении является множитель a . Но за скобки можно вынести не только a , но и −a . Его и вынесем за скобки:

    Получилось аккуратное выражение −a (3+2). Не следует забывать, что множитель −a на самом деле выглядел как −1a и после сокращения в обеих дробях переменных a , в знаменателях остались минус единицы. Поэтому в итоге и получаются положительные ответы в скобках

    Пример 6. Вынести общий множитель за скобки в выражении −6x − 6y

    Заменим вычитание сложением

    −6x−6y = −6x+(−6y)

    Вынесем за скобки −6

    Запишем решение покороче:

    −6x − 6y = −6(x + y)

    Пример 7. Вынести общий множитель за скобки в выражении −2a − 4b − 6c

    Заменим вычитание сложением

    −2a-4b-6c = −2a + (−4b) + (−6c)

    Вынесем за скобки −2

    Понравился урок?
    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Среди различных выражений, которые рассматриваются в алгебре, важное место занимают суммы одночленов. Приведем примеры таких выражений:
    \(5a^4 - 2a^3 + 0,3a^2 - 4,6a + 8 \)
    \(xy^3 - 5x^2y + 9x^3 - 7y^2 + 6x + 5y - 2 \)

    Сумму одночленов называют многочленом. Слагаемые в многочлене называют членами многочлена. Одночлены также относят к многочленам, считая одночлен многочленом, состоящим из одного члена.

    Например, многочлен
    \(8b^5 - 2b \cdot 7b^4 + 3b^2 - 8b + 0,25b \cdot (-12)b + 16 \)
    можно упростить.

    Представим все слагаемые в виде одночленов стандартного вида:
    \(8b^5 - 2b \cdot 7b^4 + 3b^2 - 8b + 0,25b \cdot (-12)b + 16 = \)
    \(= 8b^5 - 14b^5 + 3b^2 -8b -3b^2 + 16 \)

    Приведем в полученном многочлене подобные члены:
    \(8b^5 -14b^5 +3b^2 -8b -3b^2 + 16 = -6b^5 -8b + 16 \)
    Получился многочлен, все члены которого являются одночленами стандартного вида, причем среди них нет подобных. Такие многочлены называют многочленами стандартного вида .

    За степень многочлена стандартного вида принимают наибольшую из степеней его членов. Так, двучлен \(12a^2b - 7b \) имеет третью степень, а трехчлен \(2b^2 -7b + 6 \) - вторую.

    Обычно члены многочленов стандартного вида, содержащих одну переменную, располагают в порядке убывания показателей ее степени. Например:
    \(5x - 18x^3 + 1 + x^5 = x^5 - 18x^3 + 5x + 1 \)

    Сумму нескольких многочленов можно преобразовать (упростить) в многочлен стандартного вида.

    Иногда члены многочлена нужно разбить на группы, заключая каждую группу в скобки. Поскольку заключение в скобки - это преобразование, обратное раскрытию скобок, то легко сформулировать правила раскрытия скобок:

    Если перед скобками ставится знак «+», то члены, заключаемые в скобки, записываются с теми же знаками.

    Если перед скобками ставится знак «-», то члены, заключаемые в скобки, записываются с противоположными знаками.

    Преобразование (упрощение) произведения одночлена и многочлена

    С помощью распределительного свойства умножения можно преобразовать (упростить) в многочлен произведение одночлена и многочлена. Например:
    \(9a^2b(7a^2 - 5ab - 4b^2) = \)
    \(= 9a^2b \cdot 7a^2 + 9a^2b \cdot (-5ab) + 9a^2b \cdot (-4b^2) = \)
    \(= 63a^4b - 45a^3b^2 - 36a^2b^3 \)

    Произведение одночлена и многочлена тождественно равно сумме произведений этого одночлена и каждого из членов многочлена.

    Этот результат обычно формулируют в виде правила.

    Чтобы умножить одночлен на многочлен, надо умножить этот одночлен на каждый из членов многочлена.

    Мы уже неоднократно использовали это правило для умножения на сумму.

    Произведение многочленов. Преобразование (упрощение) произведения двух многочленов

    Вообще, произведение двух многочленов тождественно равно сумме произведении каждого члена одного многочлена и каждого члена другого.

    Обычно пользуются следующим правилом.

    Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого и сложить полученные произведения.

    Формулы сокращенного умножения. Квадраты суммы, разности и разность квадратов

    С некоторыми выражениями в алгебраических преобразованиях приходится иметь дело чаще, чем с другими. Пожалуй, наиболее часто встречаются выражения \((a + b)^2, \; (a - b)^2 \) и \(a^2 - b^2 \), т. е. квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов. Вы заметили, что названия указанных выражений как бы не закончены, так, например, \((a + b)^2 \) - это, конечно, не просто квадрат суммы, а квадрат суммы а и b. Однако квадрат суммы а и b встречается не так уж часто, как правило, вместо букв а и b в нем оказываются различные, иногда довольно сложные выражения.

    Выражения \((a + b)^2, \; (a - b)^2 \) нетрудно преобразовать (упростить) в многочлены стандартного вида, собственно, вы уже встречались с таким заданием при умножении многочленов:
    \((a + b)^2 = (a + b)(a + b) = a^2 + ab + ba + b^2 = \)
    \(= a^2 + 2ab + b^2 \)

    Полученные тождества полезно запомнить и применять без промежуточных выкладок. Помогают этому краткие словесные формулировки.

    \((a + b)^2 = a^2 + b^2 + 2ab \) - квадрат суммы равен сумме квадратов и удвоенного произведения.

    \((a - b)^2 = a^2 + b^2 - 2ab \) - квадрат разности равен сумме квадратов без удвоенного произведения.

    \(a^2 - b^2 = (a - b)(a + b) \) - разность квадратов равна произведению разности на сумму.

    Эти три тождества позволяют в преобразованиях заменять свои левые части правыми и обратно - правые части левыми. Самое трудное при этом - увидеть соответствующие выражения и понять, чем в них заменены переменные а и b. Рассмотрим несколько примеров использования формул сокращенного умножения.

    >>Математика: Вынесение общего множителя за скобки

    Прежде чем начинать изучение этого параграфа, вернитесь к § 15. Там мы уже рассмотрели пример, в котором требовалось представить многочлен в виде произведения многочлена и одночлена. Мы установили, что эта задача не всегда корректна. Если все же такое произведение удалось составить, то обычно говорят, вынесение что многочлен разложен на множители с помощью общего вынесения общего множителя за скобки. Рассмотрим несколько примеров.

    Пример 1. Разложить на множители многочлен:

    А) 2х + 6у, в) 4а 3 + 6а 2 ; д) 5а 4 - 10а 3 + 15а 8 .
    б) а 3 + а 2 ; г) 12аЬ 4 - 18а 2 b 3 с;

    Р е ш е н и е.
    а) 2х + 6у = 2 (x + Зу). За скобки вынесли общий делитель коэффициентов членов многочлена.

    б) а 3 + а 2 = а 2 (а + 1). Если одна и та же переменная входит во все члены многочлена, то ее можно вынести за скобки в степени, равной наименьшей из имеющихся (т. е. выбирают наименьший из имеющихся показателей).

    в) Здесь используем тот же прием, что и при решении примеров а) и б): для коэффициентов находим общий делитель (в данном случае число 2), для переменных - наименьшую степень из имеющихся (в данном случае а 2). Получаем:

    4а 3 + 6а 2 = 2а 2 2а + 2а 2 3 = 2а 2 (2а + 3).

    г) Обычно для целочисленных коэффициентов стараются найти не просто общий делитель, а наибольший общий делитель. Для коэффициентов 12 и 18 им будет число 6. Замечаем, что переменная а входит в оба члена многочлена, при этом наименьший показапоказатель равен 1. Переменная b также входит в оба члена многочлена, причем наименьший показатель равен 3. Наконец, переменная с входит только во второй член многочлена и не входит в первый член, значит, эту переменную нельзя вынести за скобки ни в какой степени. В итоге имеем:

    12аb 4 - 18а 2 Ь 3 с = 6аЬ 3 2b - 6аЬ 3 Зас = 6аb 3 (2b - Зас).

    д) 5а 4 -10а 3 +15а 8 = 5а 3 (а-2 + За 2).

    Фактически в этом примере мы выработали следующий алгоритм.

    Замечание . В ряде случаев полезно выносить за скобку в качестве общего множителя и дробный коэффициент.

    Например:

    Пример 2. Разложить на множители:

    Х 4 у 3 -2х 3 у 2 + 5х 2 .

    Решение. Воспользуемся сформулированным алгоритмом.

    1) Наибольший общий делитель коэффициентов -1, -2 и 5 равен 1.
    2) Переменная х входит во все члены многочлена с показателями соответственно 4, 3, 2; следовательно, можно вынести за скобки х 2 .
    3) Переменная у входит не во все члены многочлена; значит, ее нельзя вынести за скобки.

    В ы в о д: за скобки можно вынести х 2 . Правда, в данном случае целесообразнее вынести за скобки -x 2 .

    Получим:
    -х 4 у 3 -2х 3 у 2 + 5х 2 = - х 2 (х 2 у 3 + 2ху 2 - 5).

    Пример 3 . Можно ли разделить многочлен 5а 4 - 10а 3 + 15а 5 на одночлен 5а 3 ? Если да, то выполнить деление .

    Решение. В примере 1д) мы получили, что

    5а 4 - 10а 3 + 15а 8 - 5а 3 (а - 2 + За 2).

    Значит, заданный многочлен можно разделить на 5а 3 , при этом в частном получится а - 2 + За 2 .

    Подобные примеры мы рассматривали в § 18; просмотрите их, пожалуйста, еще раз, но уже с точки зрения вынесения общего множителя за скобки.

    Разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки тесно связано с двумя операциями, которые мы изучали в § 15 и 18, - с умножением многочлена на одночлен и с делением многочлена на одночлен .

    А теперь несколько расширим наши представления о вынесении общего множителя за скобки. Дело в том, что иногда алгебраическое выражение задается в таком виде, что в качестве общего множителя может выступать не одночлен, а сумма нескольких одночленов.

    Пример 4. Разложить на множители:

    2x(x-2) + 5(x-2) 2 .

    Решение. Введем новую переменную у = х - 2. Тогда получим:

    2x (x - 2) + 5 (x - 2) 2 = 2ху + 5у 2 .

    Замечаем, что переменную у можно вынести за скобки:

    2ху + 5у 2 - у (2х + 5у). А теперь вернемся к старым обозначениям:

    у(2х + 5у) = (х- 2)(2x + 5(х - 2)) = (x - 2)(2x + 5x-10) = (x-2)(7x:-10).

    В подобных случаях после приобретения некоторого опыта можно не вводить новую переменную, а использовать следующую

    2х(х - 2) + 5(х - 2) 2 = (х - 2)(2x + 5(x - 2))= (х - 2)(2х + 5х~ 10) = (х - 2)(7x - 10).

    Календарно-тематичне планування з математики, відео з математики онлайн , Математика в школі скачати

    А. В. Погорелов, Геометрия для 7-11 классов, Учебник для общеобразовательных учреждений

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    \(5x+xy\) можно представить как \(x(5+y)\). Это и в самом деле одинаковые выражения, мы можем в этом убедиться если раскроем скобки: \(x(5+y)=x \cdot 5+x \cdot y=5x+xy\). Как видите, в результате мы получаем исходное выражение. Значит, \(5x+xy\) действительно равно \(x(5+y)\). Кстати, это надежный способ проверки правильности вынесения общих множителей – раскрыть полученную скобку и сравнить результат с исходным выражением.


    Главное правило вынесения за скобку:

    К примеру, в выражении \(3ab+5bc-abc\) за скобку можно вынести только \(b\), потому что лишь оно есть во всех трех слагаемых. Процесс вынесения общих множителей за скобку представлен на схеме ниже:

    Правила вынесения за скобки

      В математике принято выносить сразу все общие множители.

      Пример: \(3xy-3xz=3x(y-z)\)
      Обратите внимание, здесь мы могли бы разложить и вот так: \(3(xy-xz)\) или так: \(x(3y-3z)\). Однако это были бы неполные разложения. Выносить надо и тройку, и икс.

      Иногда общие члены сразу не видны.

      Пример: \(10x-15y=2·5·x-3·5·y=5(2x-3y)\)
      В этом случае общий член (пятерка) была скрыта. Однако разложив \(10\) как \(2\) умножить на \(5\), а \(15\) как \(3\) умножить на \(5\) – мы «вытащили пятерку на свет Божий», после чего легко смогли вынести ее за скобку.

      Если одночлен выносится полностью – от него остается единица.

      Пример : \(5xy+axy-x=x(5y+ay-1)\)
      Мы за скобку выносим \(x\), а третий одночлен и состоит только из икса. Почему же от него остается единица? Потому что если любое выражение умножить на единицу – оно не изменится. То есть этот самый \(x\) можно представить как \(1\cdot x\). Тогда имеем следующую цепочку преобразований:

      \(5xy+axy-\)\(x\) \(=5xy+axy-\)\(1 \cdot x\) \(=\)\(x\) \((5y+ay-\)\(1\) \()\)

      Более того – это единственно правильный способ вынесения, потому что если мы единицу не оставим, то при раскрытии скобок мы не вернемся к исходному выражению. Действительно, если сделать вынесение вот так \(5xy+axy-x=x(5y+ay)\), то при раскрытии мы получим \(x(5y+ay)=5xy+axy\). Третий член – пропал. Значит, такое вынесение некорректно.

      За скобку можно выносить знак «минус», при этом знаки членов с скобке меняются на противоположные.

      Пример: \(x-y=-(-x+y)=-(y-x)\)
      По сути здесь мы выносим за скобку «минус единицу», которая может быть «выделена» перед любым одночленом, даже если минуса перед ним не было. Мы здесь используем тот факт, что единицу можно записать как \((-1) \cdot (-1)\). Вот тот же пример, расписанный подробно:

      \(x-y=\)
      \(=1·x+(-1)·y=\)
      \(=(-1)·(-1)·x+(-1)·y=\)
      \(=(-1)·((-1)·x+y)=\)
      \(=-(-x+y)=\)
      \(-(y-x)\)

      Скобка тоже может быть общим множителем.

      Пример: \(3m(n-5)+2(n-5)=(n-5)(3m+2)\)
      С такой ситуацией (вынесением за скобку скобки) чаще всего мы сталкиваемся при разложении на множители методом группировки или

    Урок алгебры в 7 классе.

    Тема « Вынесение общего множителя за скобки».

    Учебник Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.

    Цели урока:

    Образовательная

      выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений по применению навыков умножения и деления степеней;

      формировать умение применять разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки;

      применять вынесение общего множителя за скобки при решении уравнений.

    Развивающая

      способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

      развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий.

    Воспитательная -

      воспитание ответственности, активности, самостоятельности, объективной самооценки.

    Тип урока: комбинированный.

    Основные результаты обучения:

      уметь выносить общий множитель за скобки;

      уметь применять данный способ при решении упражнений.

    Ход урока.

    1 модуль (30 мин).

    1. Организационный момент.

      приветствие;

      подготовка обучающихся к работе.

    2. Проверка домашнего задания.

      Проверка наличия (дежурные), обсуждение возникших вопросов.

    3 . Актуализация опорных знаний.

      Н айдите НОД (15,6), (30,60), (24,8), (4,3), (20,55) , (16, 12).

      Что такое НОД?

    Как выполняется деление степеней с одинаковыми основаниями?

    Как выполняется умножение степеней с одинаковыми основаниями?

    Для данных степеней (c 3) 7 ,b 45 ,c 5 , a 21 , a 11 b 7 ,d 5 Назовите степень с наименьшим показателем, одинаковыми основаниями, одинаковыми показателями

    Повторим распределительный закон умножения. Запишите его в буквенной форме

    а (в + с)= ав + ас

    * - знак умножения

    Выполнить устные задания на применение распределительного свойства. (Подготовить на доске).

    1) 2*(а + в) 4) (х – 6)*5

    2) 3*(х – у) 5) -4*(у + 5)

    3) а*(4 + х) 6) -2*(в – а)

    На закрытой доске записаны задания, ребята решают и записывают на доске результат. Задания на умножения одночлена на многочлен.

    Для начала я предлагаю вам пример на умножение одночлена на многочлен:

    2 х (х 2 +4 х у – 3)= 2х 3 + 8х 2 у – 6х Не стираем!

    Написать правило умножения одночлена на многочлен в виде схемы.

    На доске появляется запись:

    Я могу написать это свойство в виде:

    В таком виде мы уже использовали запись для простого способа вычисления выражений.

    а) 23 * 15 + 15 * 77 = (23 + 77) * 15 = 100 * 15 = 1500

    Остальные устно, проверить ответы:

    е) 55*682 – 45*682 = 6820

    ж) 7300*3 + 730*70 = 73000

    з) 500*38 – 50*80 = 15000

    Какой закон помог вам найти простой способ вычислений? (Распределительный)

    Действительно – распределительный закон помогает упрощать выражения.

    4 . Постановка цели и темы урока. Устный счет. Отгадайте тему урока.

    Работа в парах.

    Карточки для пар.

    Оказывается, что разложение на множители выражения – это операция, обратная почленному умножению одночлена на многочлен.

    Рассмотрим тот же самый пример, который решал учащийся, но в обратном порядке. Разложить на множители – значит вынести за скобки общий множитель.

    2 х 3 + 8 х 2 у – 6 х = 2 х (х 2 + 4 ху – 3).

    Сегодня на уроке мы рассмотрим понятия разложение многочлена на множители и вынесение общего множителя за скобки, научимся применять эти понятия при выполнении упражнений.

    Алгоритм вынесения общего множителя за скобки

      Наибольший общий делитель коэффициентов.

      Одинаковые буквенные переменные.

      Проставить наименьшую степень к вынесенным переменным.

      Затем в скобках записывается оставшиеся одночлены многочлена.

    Наибольший общий делитель находили в младших класса, общую переменную в наименьшей степени можно сразу увидеть. А чтобы быстро находить оставшийся в скобках многочлен надо потренироваться по номеру №657.

    5. Первичное усвоение с проговариванием вслух.

    №657 (1 столбик)

    2 модуль (30 мин).

    1. Итог первой 30-минутки.

    А) Какое преобразование называется разложением многочлена на множители?

    Б) На каком свойстве основано вынесение общего множителя за скобки?

    В) Как выносится общий множитель за скобки?

    2. Первичное закрепление.

    На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить.

    1) 2 х 3 – 3 х 2 – х =х (2 х 2 – 3 х).

    2) 2 х + 6 = 2 (х + 3).

    3) 8 х + 12 у = 4 (2 х - 3у).

    4) а 6 – а 2 = а 2 (а 2 – 1).

    5) 4 -2а = – 2 (2 – а).

    3. Первичная проверка понимания.

    Работа с самопроверкой. 2 чел на обратной стороне

    Вынесите общий множитель за скобки:

    Устно сделать проверку умножением.

    4. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

    Выносим многочленный множитель за скобки (объяснение учителя).

    Разложите на множители многочлен .

    В данном выражении мы видим, присутствует один и тот же множитель , который можно вынести за скобки. Итак, получим:

    Выражения и являются противоположными, поэтому в некоторых случаях можно пользоваться данным равенством . Два раза меняем знак! Разложите на множители многочлен

    Здесь присутствуют противоположные выражения и , воспользовавшись предыдущим тождеством мы получим следующую запись: .

    А теперь мы видим, что общий множитель можно вынести за скобки.