Войти
Портал компьютерных советов - Hiper-ru
  • Как я справился с запароленным RAR-архивом Программа для расшифровки rar архивов
  • Тайминги оперативной памяти
  • Подключение и отключение разъёмов на шлейфах
  • Client kazynashylyk kz вход в систему
  • Как отследить местоположение телефона андроид
  • Восстанавливайте данные, обсуждайте и решайте проблемы, связанные с повреждением документа Microsoft® Word, в режиме онлайн
  • Какой цикл изучают после пока в кумире. Исполнитель Робот. Циклы. Цикл с предусловием

    Какой цикл изучают после пока в кумире. Исполнитель Робот. Циклы. Цикл с предусловием

    Карточки-задания

      Найдите среди n -целых чисел вводимых с клавиатуры количество отрицательных

      Дано два произвольных числа. Пока их произведение меньше 100, увеличивать каждое число на 2 и вывести конечные числа на монитор

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти количество пятерок в последовательности

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти разницу между максимальным и минимальным значениями данных чисел

      Найдите среди n -целых чисел вводимых с клавиатуры количество отрицательных

      Дано два произвольных числа. Пока их произведение меньше 100, увеличивать каждое число на 2 и вывести конечные числа на монитор

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти количество пятерок в последовательности

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти разницу между максимальным и минимальным значениями данных чисел

      Найдите среди n -целых чисел вводимых с клавиатуры количество отрицательных

      Дано два произвольных числа. Пока их произведение меньше 100, увеличивать каждое число на 2 и вывести конечные числа на монитор

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти количество пятерок в последовательности

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти разницу между максимальным и минимальным значениями данных чисел

      Найдите среди n -целых чисел вводимых с клавиатуры количество отрицательных

      Дано два произвольных числа. Пока их произведение меньше 100, увеличивать каждое число на 2 и вывести конечные числа на монитор

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти количество пятерок в последовательности

      Последовательно вводятся n -целых чисел. Найти разницу между максимальным и минимальным значениями данных чисел

    Цели : сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием цикла пока ; добиться понимания использования цикла пока ; развивать умение анализировать.

    Ученики должны знать : правила записи и исполнения цикла пока ; свойства цикла пока .

    Ученики должны уметь : использовать при составлении алгоритмов конструкцию цикла пока и записывать ее на языке Кумир, владеть методами отладки: по шагам, непрерывно.

    Метод обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (на этапе объяснения нового материала), репродуктивный с элементами проблемного (этап закрепления материала).

    Обеспечение урока:

    • система Кумир;
    • интерактивная доска;
    • мультимедийный проектор;
    • карточки-задания.

    Ход урока

    1. Объяснение нового материала.

    В общем случае алгоритм должен быть универсальным, т.е., он не должен зависеть от расстояния между Роботом и стеной. Для этого в алгоритмическом языке есть специальная команда – цикл пока .

    Общий вид цикла пока

    В общем виде цикл пока записывается так:

    При выполнении цикла компьютер повторяет следующие действия:

    а) проверяет записанное после служебного слова пока условие;

    б) если условие не соблюдается, то выполнение цикла завершается, и компьютер начинает выполнять команды, записанные после кц . Если же условие соблюдается, то компьютер выполняет тело цикла, снова проверяет условие и т.д.

    Пример .

    Метод отладки : по шагам.

    Диалог Компьютера и Робота

    Компьютер : снизу свободно?

    Робот : да.

    Компьютер : вниз.

    Робот : смещается вниз в клетку Б.

    Компьютер : снизу свободно?

    Робот : да.

    Компьютер : вниз.

    Робот : смещается вниз в клетку В.

    Компьютер : снизу свободно?

    Робот: нет.

    Так как Робот ответил нет, т.о. записанное после пока условие не соблюдается и выполнение цикла заканчивается.

    Продемонстрировать в системе Кумир методы отладки: по шагам и непрерывно.

    Тело цикла может не выполниться ни разу, если условие в цикле пока не соблюдается с самого начала. Например, если в алгоритме «вниз до стены» Робот на первый же вопрос «снизу свободно » ответит нет , то компьютер не вызовет команду «вниз» ни разу.

    Зацикливание. Выполнение цикла пока может и не завершиться, если условие все время будет соблюдаться. Например, если ниже Робота никаких стен нет, то при выполнении предыдущего алгоритма, компьютер «зациклится», т.е. будет бесконечно спрашивать у Робота «снизу свободно», получать в ответ да и командовать «вниз».

    Выполнение упражнений.

    2. Эксперименты с программой на примере исполнителя Робот.

    Необходимо, в системе Кумир, предварительно сделать заготовки расположения Робота (файлы 1. fil -6. fil ).

    Упражнения.

    Эксперименты с программой.

    Задание 1 . (Загрузить файл 1.fil)

    Требуется перевести Робота из клетки А в клетку Б. Использовать цикл пока:

    использовать Робот

    Задание 2 . (Загрузить файл 2.fil)

    Дано, что Робот находится у левой стены внутри прямоугольника, огороженного со всех сторон стенами. Внутри прямоугольника стен нет, размеры прямоугольника неизвестны. Требуется закрасить горизонтальный ряд клеток от исходного положения Робота до правой стены и вернуть Робота в исходное положение.

    Задание 3 . (Загрузить файл 3.fil)

    Робот находится в горизонтальном коридоре. Закрасить все клетки коридора:

    Задание 4 . (Загрузить файл 4.fil)

    1. Переделайте алгоритм «закрасить ряд вправо и вернуться» используя в нем цикл:

    2. Используя вспомогательный алгоритм, составьте алгоритм, при выполнении которого Робот закрашивает прямоугольник.

    Задание 5 . (Загрузить файл 5.fil)

    Составьте алгоритм для закраски всех клеток вокруг прямоугольной стены:

    Задание 6 . (Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009г.)

    Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий четыре угловые клетки прямоугольника.

    Задание 7 . (Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009 г.)

    Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные внутри прямоугольника и прилегающие к нижней стороне прямоугольника.

    3. Закрепление. Вопросы:

    Какие команды Компьютер будет давать Роботу при выполнении цикла:

    а) нц пока клетка не закрашена

    б) нц пока клетка закрашена

    В ситуации, когда Робот стоит:

    1. в закрашенной клетке,
    2. в не закрашенной?

    Расположение Робота показано на следующих рисунках:

    Как будет выполняться цикл?

    Домашнее задание. Определите значение переменной S после выполнения операторов:

    Литература : А.Г.Кушниренко «Основы информатики и вычислительной техники».

    Вложенные циклы и ветвления в системе КУМИР

    Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Происхождение самого термина «алгоритм» связано с математикой. Это слово происходит от Algorithmi – латинского написания имени Мухаммеда аль-Хорезми (787 – 850) выдающегося математика средневекового Востока. В своей книге "Об индийском счете" он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком.

    В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение требуемого результата из исходных данных.

    Алгоритм может быть предназначен для выполнения его человеком или автоматическим устройством. Создание алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. Он доступен исключительно живым существам, а долгое время считалось, что только человеку. В XII в. был выполнен латинский перевод его математического трактата, из которого европейцы узнали о десятичной позиционной системе счисления и правилах арифметики многозначных чисел. Именно эти правила в то время называли алгоритмами.

    Данное выше определение алгоритма нельзя считать строгим – не вполне ясно, что такое «точное предписание» или «последовательность действий, обеспечивающая получение требуемого результата». Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций.

    Такими свойствами являются:

    Дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.

    Определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.

    Результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

    Массовость – алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

    Способы записи алгоритмов

    Для записи алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма.

    Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:

    - вербальный , когда алгоритм описывается на человеческом (естественном) языке. Естественными являются национальные языки (русский, английский, немецкий и т.д.);

    - символьный , когда алгоритм описывается с помощью набора символов и является программой (программы пишутся с помощью языков программирования);

    - графический , когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений (блок-схема).

    Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью какого-либо алгоритмического языка - программа.

    При графическом способе записи составляются блок-схемы, на которых с помощью условных обозначений (геометрических фигур) обозначаются различные части алгоритма. Элементы блок-схем представлены на рисунке.

    Система программирования КУМИР

    При освоении темы алгоритмы воспользуемся системой программирования КУМИР.

    КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

    В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник и др.

    При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках.

    При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

    Графический исполнитель Робот

    Графический исполнитель Робот позволяет освоить азы программирования и понять работу основных алгоритмических конструкций.

    Графический исполнитель - это объект управления. А уп равлять им будем мы с вами.

    Исполнитель робот находится в некоторой стартовой обстановке – прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены.

    Робот может перемещаться по полю, обходя стены и закрашивать клетки. Робот не может пройти сквозь стену, но может проверять есть ли рядом с ним стена. Робот не может выйти за пределы прямоугольника, ограничивающего поле.

    Р
    обот может выполнять команды
    : вверх, вниз, вправо, влево, закрасить.

    Робот может проверять условия : сверху свободно, снизу свободно, справа свободно, слева свободно, добавление частицы не меняет условие на противоположное. Не сверху свободно, не снизу свободно, не справа свободно, не слева свободно.

    Базовые алгоритмические структуры

      Выделяют три базовые алгоритмические структуры (конструкции) -линейная (следование), ветвление и цикл, из которых можно построить любой алгоритм. Каждая алгоритмическая структура имеет одну точку входа и одну точку выхода.

      Будем записывать алгоритмы на и школьном АЯ и в виде блок-схем.

    Линейная структура

    Линейная структура является самой простой организацией алгоритмов - команды выполняются последовательно одна за другой

    Пример:

    Циклическая структура (цикл)

      Циклическая структура (цикл) обеспечивает многократное выполнение одних и тех же команд. Существует несколько разновидностей циклических структур.

      Любая циклическая структура состоит из двух частей - заголовка и тела цикла.

      Набор команд, повторяющихся при выполнении цикла, называют телом цикла.

      Заголовок определяет количество повторений тела цикла.

    Цикл на число повторений (раз)

    нц N раз

    <команда>

    кц

    Пример:

    использовать Робот
    алг столбик

    нач
    .
    нц 5 раз
    . . закрасить
    . . вверх
    .
    кц

    кон

    Цикл с предусловием (пока)

    (запись в алгоритмическом языке)

    нц пока <условие>

    <команда>

    кц

    Пример:

    использовать Робот
    алг Линия

    нач

    нц пока сверху свободно
    закрасить
    вверх
    кц

    кон

    Цикл с постусловием (при)

    (запись в алгоритмическом языке)

    нц

    <команда>

    кц_при <условие>

    Пример:

    использовать Робот
    алг Линия

    нач
    нц

    закрасить; вверх

    кц_при слева свободно

    кон

    Структура «ветвление».

      Структура «ветвление». Решение некоторых задач требует различных действий в зависимости от выполнения некоторых условий. В таких случаях говорят о ветвлении алгоритма.

      Для реализации структуры «ветвление» используются две структурированные команды школьного АЯ - если и выбор, каждая из которых может быть полной и неполной.

      В блок-схемах и школьном АЯ <условие> - это логическое выражение, результатом которого может быть одно из двух возможных значений - истина или ложь. В школьном АЯ эти значения записывают как да и нет. В языках программирования часто используются значения True и False . В компьютере эти значения хранятся как 1 и 0.

    Полное ветвление

    (запись в алгоритмическом языке)

    если <условие>
    . .
    то <команда1>
    . .
    иначе <команда2>
    все

    Пример:

    использовать Робот
    алг ветвление_полное

    нач
    .
    если сверху свободно
    . .
    то вверх
    . .
    иначе вниз
    .
    все

    кон

    Неполное ветвление

    (запись в алгоритмическом языке)

    если <условие>
    . .
    то <команда1>
    все

    Пример:

    использовать Робот
    алг ветвление_неполное

    нач
    .
    если сверху свободно
    . .
    то вверх
    .
    все

    кон

    Вспомогательный алгоритм (процедура)

      Алгоритм по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.

      Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.

      Вспомогательный алгоритм вызывается из основной программы через имя. Вспомогательный алгоритм записывается после основного алгоритма. У вспомогательного алгоритма обязательно должно быть имя.

    использовать Робот
    алг
    нач
    вниз

    квадрат
    вниз

    вниз
    кон

    алг квадрат
    нач

    закрасить

    вправо

    закрасить

    вниз

    закрасить

    влево

    закрасить
    кон

    Вложенные циклы и ветвления

    При решении некоторых задач с роботом необходимо использовать вложенные циклы или ветвления.

    Цикл называется вложенным, если он размещается внутри другого цикла.

    Рассмотрим вложенный цикл на примере цикла пока.

    Мы знаем, что цикл состоит из заголовка цикла, который определяет количество повторений тела цикла.

    Тело цикла, это та часть цикла, которая повторяется при выполнении цикла.

    Телом цикла может быть команда, несколько команд, а также другой цикл или ветвление.

    В том случае, когда телом цикла является другой цикл или ветвление, они называются вложенными.

    Вложенный цикл

    На первом проходе, внешний цикл вызывает внутренний, который исполняется до своего завершения, после чего управление передается в тело внешнего цикла. На втором проходе внешний цикл опять вызывает внутренний. И так до тех пор, пока не завершится внешний цикл.

    Вложенное ветвление

    Рассмотрим решение задачи с вложенными ветвлениями и циклами:

    Задача 1 Робот находится на стене, в которой есть отверстия, двигаясь вдоль стены вправо, робот должен закрашивать все клеточки, где есть отверстия.

    использовать Робот алг нач
    .
    нц пока справа с вободно
    нц пока снизу свободно
    .закрасить;
    вправо
    . .
    кц
    . . вправо
    .
    кц кон С
    оставим алгоритм решения задачи с вне6шим циклом пока и вложенным циклом пока.

    Р ешим эту же задачу, используя внешний цикл пока и вложенное ветвление.

    Решим эту же задачу с помощью внешнего цикла при и вложенного цикла пока.

    Хирьянов Тимофей Федорович

    если-то-иначе-все

    Общий вид команды:

    если условие
    то серия 1
    иначе серия 2
    все

    Серия 2 вместе со служебным словом иначе может отсутствовать. В этом случае команда имеет вид:

    если условие
    то серия 1
    все

    При выполнении команды если КуМир сначала проверяет условие , записанное между если и то . При соблюдении этого условия выполняется серия 1 , в противном случае — серия 2 (если она есть), после чего КуМир переходит к выполнению команд, записанных после слова все .
    Если условие не соблюдается, а серия 2 вместе с иначе отсутствует, то КуМир сразу переходит к выполнению команд, записанных после слова все.

    Пример 1

    если a то
    b:=b-a
    p:=p+q
    иначе
    a:=a-b
    q:=q+p
    все

    Пример 2

    если x > m
    то
    m:= x
    n:= n+1
    все

    Пример 3 (исполнитель Робот)

    если справа свободно
    то
    вправо
    все

    выбор-при-иначе-все

    Общий вид команды:

    выбор
    при условие 1: серия 1
    при условие 2: серия 2

    при условие n: серия n
    иначе серия n+1
    все

    Ключевое слово иначе вместе с соответствующей серией команд может отсутствовать:

    выбор
    при условие 1: серия 1
    при условие 2: серия 2

    при условие n: серия n
    все

    КуМир сначала проверяет условие 1 . Если оно соблюдается, то КуМир выполняет команды из серии 1 , после чего переходит к выполнению команд, записанных после слова все . В противном случае КуМир делает то же самое с условием 2 и командами из серии 2 и т.д.
    Команды, записанные после слова иначе , выполняются в том случае, когда не соблюдено ни одно из условий.
    В команде выбор всегда выполняется не более одной серии команд, даже если несколько условий окажутся истинными. Выполнение команды выбор заканчивается после того, как найдено первое (по порядку следования) условие со значением да (и выполнена соответствующая серия команд).

    Пример 1

    выбор
    при a > 1: i:= i + 1
    при a < 0: j:= j - 1
    иначе t:= i; i:= j; j:= t
    все

    Управление исполнителем Робот в системе КУМИР

    Робот существует в определенной обстановке (прямоугольном клетчатом поле). Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены (рис. 3.11).

    Робот занимает ровно одну клетку поля.

    По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ - выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

    По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

    Робот может исполнять только правильно записанные команды. Если вместо команды вниз написать внис, то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

    О
    шибки: 1 синтаксические; 2. логические

    Описания обстановок хранятся в текстовых файлах специального формата (формат.fil).

    Текущая - обстановка, в которой находится Робот в данный момент (включая информацию о положении Робота).

    Стартовая - обстановка, в которую принудительно помещается Робот в начале выполнения программы, использующей Робот.

    Порядок работы:


    1. Задать стартовую обстановку по условию задачи:
    Меню Инструменты → Сменить стартовую обстановку Робота (нарисовать обстаковку по условию задачи, дать имя, сохранить в Личной папке)

    2. Указать Исполнителя:

    Меню Вставка →Использовать Робот

    3. Написать алгоритм решения задачи.

    4. Выполнить алгоритм (Меню Выполнение →Выполнить непрерывно /F9)

    Система команд исполнителя Робот в системе КУМИР


    Команда

    Действие

    вверх

    Робот перемещается на 1 клетку вверх

    вниз

    Робот перемещается на 1 клетку вниз

    влево

    Робот перемещается на 1 клетку влево

    вправо

    Робот перемещается на 1 клетку вправо

    закрасить

    Робот закрашивает клетку, в которой находится

    справа свободно

    Робот проверяет выполнение соответствующего простого условия

    слева свободно



    сверху свободно



    снизу свободно



    клетка закрашена



    клетка чистая



    Циклические алгоритмы

    Цикл – организация повторения действий, пока верно некоторое условие.

    Тело цикла – набор повторяемых действий.

    Условие – логическое выражение (простое или сложное (составное))
    Типы циклов:

    1.Цикл «Повторять n раз» 2. Цикл «Пока»
    нц n раз нц пока
    . . Тело цикла. . Тело цикла
    кц кц

    Пример: нц пока справа свободно


    Общий вид цикла «Повторять n раз:

    ПОВТОРИТЬ n РАЗ

    КОНЕЦ
    кц

    Общий вид цикла «пока»:

    ПОКА ДЕЛАТЬ

    КОНЕЦ
    Составные условия образуются из одного или нескольких простых условий и служебных слов И, ИЛИ, НЕ.


    Составное условие А И В (где А, В - простые условия), выполнено, когда выполнено каждое из двух входящих в него простых условий.

    Пусть А - сверху свободно, В - справа свободно, тогда составное условие А И В - сверху свободно И справа свободно.


    Составное условие А ИЛИ В выполнено, когда выполнено хотя бы одно из двух входящих в него простых условий: сверху свободно ИЛИ справа свободно
    Составное условие НЕ А - выполнено, когда не выполнено условие А.

    Пример: Пусть А – клетка закрашена (простое условие).

    Проверка составного условия НЕ А:

    а) А - выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) - не выполнено.

    б) А - не выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) - выполнено.


    Команда ветвления

    Ветвление - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

    Общий вид команды ЕСЛИ:

    ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ

    КОНЕЦ

    В языке КУМИР:

    Полное ветвление: Неполное ветвление:
    если то если то

    иначе

    все все

    Вспомогательный алгоритм - алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.

    В системе КУМИР вспомогательные алгоритмы пишутся в конце основной программы (после служебного слова кон ), вызываются на выполнение в основой программе по имени.

    Вопросы и задания

    1. Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения в клетку Б.

    Существует ли для этой задачи алгоритм, при выполнении которого Робот делает:

    а) два шага; б) четыре шага; в) пять шагов; г) семь шагов?


    1. Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы получить алгоритм, переводящий Робота из Б в А и закрашивающий те же клетки?


    7. Известны два вспомогательных алгоритма Робота

    Нарисуйте, что получится при выполнении Роботом следующих основных алгоритмов:


    а)

    нц 5 раз


    узор_1

    вправо; вправо;


    б)

    нц 7 раз


    узор_2

    вправо; вправо


    в)
    вправо; вправо; вправо

    вверх; вверх

    вправо; вправо; вправо

    вниз; вниз


    г)
    вправо; вправо
    вправо; вправо

    8. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки:



    9. Известно, что где-то правее Робота есть стена. Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены и вернется в исходное положение.

    10. Известно, что где-то правее Робота есть закрашенная клетка.

    Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до закрашенной клетки и вернется в исходное положение.

    11. Известно, что Робот находится рядом с левым входом в горизонтальный коридор.

    12. Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена.

    Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.


    13. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены.

    Составьте алгоритм, который закрашивает клетки:

    а) ниже каждой закрашенной клетки;

    б) выше и ниже каждой закрашенной клетки.


    14. Что можно сказать о правильности следующего фрагмента алгоритма?

    нц пока клетка закрашена

    ЕСЛИ справа свободно ТО

    вправо; закрась

    к
    ц

    15. Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть в клетку Б во всех трех лабиринтах.


    16. Напишите программу, следуя которой Робот сможет пройти по коридору от левого нижнего угла поля к правому верхнему. Коридор имеет ширину одна клетка и тянется в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора изображен на рисунке.

    З

    адачи ГИА


    1. Коридор1. Робот находится где-то в вертикальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена. Составить алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.

    1. К
      Надо

      Дано
      оридор2. Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной.

    Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»)

    Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см.рисунок):


    1. На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Начальное положение Робота также неизвестно. Одно из возможных положений:
    Н


    Надо

    Дано
    апишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к ней, независимо от размеров стены и начального положения Робота. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

    Конечное положение Робота может быть произвольным. При выполнении алгоритма Робот не должен разрушаться.



    1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно справа от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки: слева, начиная с верхней не закрашенной и через одну; справа, начиная с нижней закрашенной и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок): Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции робота. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


    Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее вертикальной стены и выше горизонтальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).


    Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий прилегающие к стене клетки, сверху и снизу, начиная с левой и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведѐнного рисунка а) Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис. б).

    Конечное положение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции Робота.



    Р

    1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно слевав от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):
    Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки:

    • слева все;

    • справа, начиная с верхней незакрашенной и через одну.
    Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

    B
    1102_ГИА2011

    На бесконечном поле имеются две горизонтальные стены. Длина стен неизвестна. Расстояние между стенами неизвестно. Робот находится над нижней стеной в клетке, расположенной у ее левого края. Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше нижней стены и ниже верхней стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

    Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


    В
    1103_ГИА_2011


    На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. От правого конца стены вниз отходит вертикальная стена также неизвестной длины. Робот находится над горизонтальной стеной в клетке, расположенной у ее левого края. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

    Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).