Войти
Портал компьютерных советов - Hiper-ru
  • Оптимизация ОС: Программа для дефрагментации диска
  • Как включить подсветку клавиатуры на Макбуке?
  • Не включается компьютер: ПК включается и сразу выключается
  • Как добавить или убрать звуковую дорожку в программе Sony Vegas Удаление из dvd файлов ненужной звуковой дорожки
  •  не удается установить сетевое подключение Ошибка не удается установить соединение сервером
  • Как выгрузить контрагентов из 1с 8
  • Виды и принципы действия электросвязи. Мультимедийные технологии. Электрическая связь Простые двухпроводные линии

    Виды и принципы действия электросвязи. Мультимедийные технологии. Электрическая связь Простые двухпроводные линии

    Термин «электросвязь» обозначает любой вид передачи информации на разные расстояния с помощью электромагнитных импульсов. К ним, импульсам, относятся радиоволны, ток в проводах и свет в оптических кабелях. Ну и ещё такая мелочь как инфракрасный луч пульта управления телевизором. Мы же поговорим не о пустяках, а о самых что ни есть глобальных вещах - о том, как электромагнетизм служит человечеству и зачем это всё нужно.

    История

    История началась в 1792-м - француз Клод Шапп (Claude Chappe) придумал световой телеграф. Это когда шторки на фонаре открываются и закрываются таким образом, чтобы формировать точки и тире азбуки Морзе (правда, деятельность Сэмьюэля Морзе - это уже девятнадцатое столетие). Такая система применяется на кораблях по сей день.

    Проводной телеграф появился в 1832-м в России, его изготовил изобретатель Павел Львович Шиллинг. Через пять лет в США патент на аналогичный аппарат получил вышеупомянутый Морзе. В смысле, в 1837-м. Тогда же началось создание азбуки из точек и тире.

    Термин «телефон» придумал Шарль Бурсель в 1854-м. И толковую теорию составил, даже диссертацию написал. Вот только воплотить идею в жизнь так и не смог. А запатентовал устройство Александр Белл в 1876-м, хотя аналогичные разработки вели и другие конструкторы. Но такова жизнь: у кого патент, тот и прав, даже в ущерб справедливости.

    Радио изобрёл Никола Тесла. Продемонстрировал в 1891-м, задолго до Попова и Маркони. Если в попавшемся вам учебнике написано иное, то это плохая книжка. Верховный суд США в 1943-м подтвердил приоритет Теслы.

    Ну а от радио было уже недалеко и до телевидения. Его изобрёл русский физик Борис Розинг. Опыты начал в 1897-м, а в 1907-м сконструировал первую систему передачи изображений. Продвижение прогресса продолжил Владимир Зворыкин, эмигрировавший из Советской России в США. Приложили усилия и другие инженеры. В общем, становление телевещания началось в 20-30-е годы минувшего столетия.

    Потом появились компьютеры (в середине 20-го века) и родился интернет (в 70-х его годах). Не мудрствуя лукаво, цифровые данные начали передавать по уже готовым каналам - телефонным проводам и посредством спутников. Правда, пришлось дополнительно прокладывать оптоволоконные линии.

    Классификация

    Классификация разновидностей электросвязи подразумевает наличие разных категорий. Рассмотрим их вкратце.

    По назначению передаваемой информации связь бывает:

    1. индивидуальная, когда связываются с кем-то одним, конфиденциально;
    2. массовая, когда что-то транслируется для всех, кому не лень включить телевизор, радиоприёмник или компьютер.

    По способу передачи сигнала:

    1. электрическая - по проводам;
    2. оптическая - по оптоволоконному кабелю, ну или с помощью светового телеграфа;
    3. радиосвязь - это радио, телевидение, 3G, Wi-Fi , Bluetooth.

    По типу линий связи, которые делятся на:

    1. наземные (провода на столбах);
    2. подземные (закопанные провода);
    3. подводные (межконтинентальные кабели на дне океана);
    4. воздушные (волны радиостанций);
    5. космические (спутниковые, тоже радиоволны, разумеется).

    По типу передаваемой информации:

    1. звуковая телефонная (аналоговая, мобильная и VoIP);
    2. звуковая радиовещательная, тоже аналоговая и цифровая ;
    3. телеграфная (вероятно, кто-то где-то до сих пор пользуется);
    4. факсимильная (говорят, ещё применяется);
    5. телевизионная (видео), аналоговое вещание пока существует, доживает последние годы;
    6. передача цифровых данных (каких-нибудь файлов, веб-страниц).

    Кроме того, электросвязь бывает осуществляемой непосредственно или с помощью ретрансляторов (радиорелейная). Телевышки-ретрансляторы есть практически во всех городах. Спутники - тоже ретрансляторы.

    Общие принципы действия

    Сначала берётся что-то реальное , аналоговое. Например, звук. Микрофон преобразовывает его в первичные электрические сигналы. Таковые могут оставаться аналоговыми, а могут и оцифровываться. Затем для транспортировки всё превращается во вторичные сигналы - радиоволны, пакеты данных, световые импульсы в оптическом волокне.

    Приёмное устройство получает вторичные сигналы и превращает их обратно в первичные. Электромагнитные колебания (радиоволны) снова становятся электрическим током звуковых частот, пакеты с цифровыми данными складываются в единый поток.

    Восстановленный первичный сигнал преобразуется в физический звук - в такой же, каким он был при попадании в микрофон на передающей стороне. Ну, или примерно такой же, в зависимости от помех , возможностей аппаратуры или сжатия данных с потерями качества.

    То есть, для аналогового способа передачи цепочка выглядит примерно так: «реальное - электронное первичное - вторичное для транспортировки - снова первичное - восстановленное реальное» .

    Для цифрового: «реальное - электронное первичное аналоговое - первичное цифровое - вторичное цифровое для транспортировки - снова первичное цифровое - опять аналоговое - восстановленное реальное» .

    С цифровым управляется программное обеспечение, а конвертирует в него и обратно аналого-цифровой (и цифро-аналоговый) преобразователь. Таковой имеется в каждом мобильном телефоне и компьютере.

    «Тёплый ламповый звук»

    Немножко теории для меломанов, полагающих, что аналоговые средства сохранения, передачи и воспроизведения музыки лучше цифровых.

    Во-первых, дискретизация звука 44.1 килогерц не может восприниматься на слух. Почему? Ну, хотя бы из-за того, что динамики и наушники не выдают больше двадцати этих самых килогерц. То есть, звуковой поток, восстановленный из цифровых данных, является непрерывным и самым что ни есть аналоговым.

    Во-вторых, многие слушают FM-радиостанции, не жалуясь на звук. Но при этом ругают формат mp3 , даже в его максимальном качестве (с битрейтом 320 кбит/сек).

    Так вот, mp3 в наилучшей ипостаси способен выдавать полосу частот 20 - 16 000 герц. А стандарт FM-вещания: 30 - 15 000 герц. То есть, значительно хуже.

    Более того, телевидение выдаёт точно такую же полосу звуковых частот, как и радио FM. Однако все смотрят концертные программы, слушают музыку и не возмущаются.

    Заключение

    Что из всего вышеизложенного имеет хоть какую-то практическую ценность для обычного потребителя, зависит от местности проживания, качества приёма сигнала эфирного вещания и доступа к интернету. Иногда целесообразно подключаться к кабельным телеканалам, иногда достаточно купить цифровую приставку (тем более что аналоговое телевидение скоро исчезнет), а в некоторых случаях удобнее слушать интернет-радио и смотреть трансляции онлайн.

    Путешественникам и морякам не обойтись без спутниковой связи. Да и дома «тарелка» не может не радовать широтой выбора. Разнообразие вариантов - это всегда хорошо.

    Предыдущие публикации:

    Информация - сведения о каких-либо процессах, событиях, фактах или предметах. Известно, что 80..90% информации человек получает через органы зрения и 10..20% - через органы слуха. Другие органы чувств дают в сумме 1..2% информации. Физиологические возможности человека не позволяют обеспечить передачу больших объемов информации на значительные расстояния.

    Связь - техническая база, обеспечивающая передачу и прием информации между удаленными друг от друга людьми или устройствами. Аналогия между связью и информацией такая же, как у транспорта и перевозимого груза. Средства связи не нужны, если нет информации, как не нужны транспортные средства при отсутствии груза.

    Сообщение - форма выражения (представления) информации, удобная для передачи на расстояние. Различают оптические (телеграмма, письмо, фотография) и звуковые (речь, музыка) сообщения. Документальные сообщения наносятся и хранятся на определенных носителях, чаще всего на бумаге. Сообщения, предназначенные для обработки на ЭВМ, принято называть данными .

    Информационный параметр сообщения - параметр, в изменении которого "заложена" информация. Для звуковых сообщений информационным параметром является мгновенное значение звукового давления, для неподвижных изображений - коэффициент отражения, для подвижных - яркость свечения участков экрана.

    По характеру изменения информационных параметров различают непрерывные и дискретные сообщения.

    Сигнал - физический процесс, отображающий передаваемое сообщение. Отображение сообщения обеспечивается изменением какой-либо физической величины, характеризующей процесс. Эта величина является информационным параметром сигнала .

    Сигналы, как и сообщения, могут быть непрерывными и дискретными . Информационный параметр непрерывного сигнала с течением времени может принимать любые мгновенные значения в определенных пределах. Непрерывный сигнал часто называют аналоговым . Дискретный сигнал характеризуется конечным числом значений информационного параметра. Часто этот параметр принимает всего два значения. На Рис. 3.1 показаны виды аналогового и дискретного сигналов.

    В технике связи наряду с абсолютными единицами измерения параметров электрических сигналов (мощность, напряжение и ток) широко используются относительные единицы.

    Уровнем передачи сигнала в некоторой точке канала или тракта называют логарифмическое преобразование отношения энергетического параметра S (мощности, напряжения или тока) к отсчетному значению этого же параметра.

    Правило преобразования определяется формулой:

    ,

    где m - масштабный коэффициент; a - основание логарифма.

    Уровни передачи измеряются в децибелах, если справедливы соотношения:

    для уровней по мощности, дБм;

    для уровней по напряжению, дБн;

    Уровень передачи называется абсолютным, если P 0 =1 мВт. Если теперь задать R 0 , то при заданных значениях мощности и сопротивления легко получить соответствующие величины напряжения U 0 и тока I 0:

    ;

    При R 0 = 600 Ом в практических расчетах принимают округленные значения: для U 0 = 0,775 В, а для I 0 = 1,29 мА.

    Измерительные уровни служат для определения уровней передачи с помощью измерительных приборов, называемых указателями уровня.

    Для измерения уровня наиболее часто применяется схема известного генератора, показанная на Рис. 3.2.

    Рис. 3.1 Виды сигналов: а - аналогового, б - дискретного


    Рис. 3.2 Схема известного генератора

    В этой схеме ко входу исследуемого объекта, например некоторого четырехполюсника, подключается генератор испытательного сигнала с полностью определенными параметрами, т.е. должно быть известно его выходное сопротивление R Г, развиваемая ЭДС E Г (или напряжение на входе объекта U ВХ). Входное сопротивление объекта R Г также должно быть известно. К выходу объекта подключается указатель уровня с входным сопротивлением, равным номинальному значению сопротивления нагрузки; реальная нагрузка при этом отключается.

    В качестве испытательного при измерении уровней передачи чаще всего применяют одночастотный синусоидальный сигнал, частота которого также должна быть известна, а начальная фаза, как правило, не фиксируется.

    Если по значению параметров подключенный генератор испытательного сигнала обладает свойством нормального, т.е. его внутреннее сопротивление равно 600 Ом, развиваемая ЭДС равна 1,55 В, то измеренный на сопротивлении R Н уровень называется измерительным.

    В дальнейшем будем рассматривать принципы и средства связи, основанные на использовании электрической энергии в качестве переносчиков сообщений, т.е. электрических сигналов . Выбор электрических сигналов для переноса сообщений на расстояние обусловлен их высокой скоростью распространения (около 300 км/мс)

    Описание сигналов электросвязи некоторым образом необходимо для их адекватной обработки в процессе передачи. Описанием сигнала может служить некоторая функция времени. Определив так или иначе данную функцию, определяем и сигнал. Однако такое полное определение сигнала не всегда требуется. Достаточно описание в виде нескольких параметров , характеризующих основные свойства сигнала с точки зрения его передачи.

    Если провести аналогию с транспортированием грузов, то для транспортной сети определяющими параметрами груза являются его масса и габариты. Сигнал также является объектом транспортирования, а техника связи - техникой транспортирования (передачи) сигналов по каналам связи.

    Основными первичными сигналами электросвязи являются: телефонный, звукового вещания, факсимильный, телевизионный, телеграфный, передачи данных.

    Телефонный (речевой) сигнал . Звуки речи образуются в результате прохождения воздушного потока из легких через голосовые связки и полости рта и носа. Частота импульсов основного тона (f 0 на Рис. 3.3) лежит в пределах от 50..80 Гц (бас) до 200..250 Гц (женский и детский голоса). Импульсы основного тона содержат большое число гармоник (до 40) (2f 0 ,..,nf 0 на Рис. 3.3), причем их амплитуды убывают с увеличением частоты со скоростью приблизительно 12 дБ на октаву (кривая 1 на Рис. 3.3). (Напомним, что октавой называется диапазон частот, верхняя частота которого в два раза выше нижней. Т.о. амплитуда гармоники 2f 0 на 12 дБ больше, чем гармоники 4f 0 и т.д.). При разговоре частота основного тона f 0 меняется в значительных пределах.


    Рис. 3.3 Спектральный состав речевого сигнала

    В процессе прохождения воздушного потока из легких через голосовые связки и полости рта и носа образуются звуки речи, причем мощность гармоник частоты основного тона меняется (кривая 2 на Рис. 3.3). Области повышенной мощности гармоник частоты основного тона называются формантами (см. Рис. 3.3). Различные звуки речи содержат от двух до четырех формант. Высокое качество передачи телефонного сигнала характеризуется уровнем громкости, разборчивостью, естественным звучанием голоса, низким уровнем помех. Эти факторы определяют требования к телефонным каналам.

    Основными параметрами телефонного сигнала являются:

    ­мощность телефонного сигнала P ТЛФ. Согласно данным МСЭ-Т средняя мощность телефонного сигнала в точке с нулевым измерительным уровнем на интервале активности составляет 88 мкВт. С учетом коэффициента активности (0,25) средняя мощность телефонного сигнала P СР равна 22 мкВт. Кроме речевых сигналов в канал связи могут поступать сигналы управления, набора номера и пр. С учетом этих сигналов среднюю мощность телефонного сигнала принимают равной 32 мкВт, т.е. средний уровень телефонного сигнала составляет p СР = 10 lg (32 мкВт/1мВт) = - 15 дБм0;

    ­коэффициент активности телефонного сообщения, т.е. отношение времени, в течение которого мощность сигнала на выходе канала превышает заданное пороговое значение, к общему времени занятия канала для разговора. При разговоре каждый из собеседников говорит приблизительно 50% времени. Кроме того, отдельные слова, фразы отделяются паузами. Поэтому коэффициент активности составляет 0,25..0,35.

    ­динамический диапазон определяется выраженным в децибелах отношением максимальной и минимальной мощности сигнала

    (дБ)

    Динамический диапазон телефонного сигнала составляет D С =35...40 дБ;

    ­пик-фактор сигнала

    ,

    который составляет 14 дБ. При этом максимальная мощность, вероятность превышения которой исчезающе мала, равна 2220 мкВт (+3,5 дБм0);

    ­энергетический спектр речевого сигнала - область частот, в которой сосредоточена основная энергия сигнала (Рис. 3.4)

    , - спектральная плотность среднего квадрата звукового давления; - порог слышимости (минимальное звуковое давление, которое начинает ощущаться человеком с нормальным слухом на частотах 600..800 Гц); f = 1 Гц. Из Рис.3.4 следует, что речь представляет собой широкополосный процесс, частотный спектр которого простирается от 50..100 Гц до 8000..10000 Гц. Установлено, однако, что качество речи получается вполне удовлетворительным при ограничении спектра частотами 300..3400 Гц. Эти частоты приняты МСЭ-Т в качестве границ эффективного спектра речи. При указанной полосе частот слоговая разборчивость составляет около 90%, разборчивость фраз - более 99% и сохраняется удовлетворительная натуральность звучания.

    В настоящее время способы эл.связи можно классифицировать: радиосвязь,
    радиорелейная, спутниковая, проводная связь, волоконно-оптическая
    . Линии
    радиосвязи позволяют вести деловую связь, на большие расстояния. К их
    недостаткам относятся малое число каналов и существенная подверженность
    помехам. Поэтому линии радиосвязи занимают малый удельный вес и
    используются главным образом в труднодоступных районах. Радиорелейные
    линии
    работают на ультракоротких волнах в пределах прямой видимости, они
    Представляют собой цепочку ретрансляторов, устанавливаемых примерно через
    каждые 50 км. Радиорелейные линии позволяют получить большое число каналов
    на большие расстояния, но им свойственны недостатки радиолиний - помехи.

    Спутниковые линии используют также ультракороткие волны, они позволяют осуществлять многоканальную связь на очень большие расстояния. Достоинством является большая зона действия и передача информации на значительное расстояние. Недостатком являются высокая стоимость запуска спутника и сложность организации.

    Проводные линии связи включают передачу электромагнитной энергии по
    кабельным линиям симметричной и коаксиальной конструкции и по воздушным
    линиям.

    Волоконно-оптические линии связи представляют собой передачу лазерного излучения по кварцевым стекловолокнам. Достоинствами волоконно-оптических линий связи являются экономия цветных металлов, малая масса и габариты, и возможность многоканальной связи, высокая степень защищенности от внешних и взаимных помех.

    Системы многоканальной передачи

    В настоящие время известим две системы передачи:

    Аналоговая АСП.

    Цифровая - ЦСП.

    Аналоговые системы передачи основаны на частотном разделении каналов
    (ЧРК). В таких системах весь передаваемый спектр с помощью электрических
    фильтров делиться на частотные полосы.

    В качестве базового принят телефонный канал шириной 4 кГц - канал
    тональной частоты (ТЧ). Спектр канала ТЧ составляет 0,3-3,4 кГц.

    Цифровые системы передачи основаны на временном разделении каналов
    (ВРК). В таких системах передача по линиям различные сообщений
    осуществляется поочередно, то есть со сдвигом во времени.

    В ЭТОМ случае по линии распространяются импульсы (цифровые сигналы)
    определенной последовательности длительности.

    Для этого все виды связи(телефонная, телевидение и др.) предварительно
    преобразуют в импульсы и кодируют. В современных цифровых системах
    получила применение импульсно - кодовая модуляция (ИКМ).

    Достоинства ЦСП:

    Большая дальность связи.

    Облегченные требования к защищенности цепей.

    Однокабельная СВЯЗЬ.

    Возможность непосредственного ввода и скоростной обработки импульсной информации с помощью ЭВМ.

    Автоматизация передачи данных.

    Недостатком является потребность в более высокой полосе частот - и среднем 64 кГц на телефонный канал.

    В настоящее время на воздушных и кабельных линиях применяется следующие многоканальные системы передачи:

    На воздушных линиях : В-2-2. В-3-3 В-12-12 - на 2,3 и 12 каналов,
    организованных по стальным и биметаллическим проводам. Дальность действия
    до 12500 км.

    По симметричным кабелям : КНК-6. KНK-I2 – на 6 и 12 каналов, дальность
    действия 120 км (СТС). КАМА, ИКМ-15 на 30 и 15 каналов дальность действия 50 км.

    Для ГТС : КАМА, ИКМ-30 на 30 каналов, дальность действия 80 км.

    Для зоновой и магистральной связи : К-60, К-120, ИКМ-120, К-420- дальность действия 600 км. ИКМ-120, ИКМ-480, К-300, ИКМ-1920, К-1920, К-3600, К-5400, К-10800 аппаратура для симметричных, коаксиальных и оптических кабелей, дальность действия 12500 км.

    В настоящие время все большее применение находят цифровые системы
    передачи
    , работающие по коаксиальным и оптическим кабелям.

    Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

    Краткая информация о видах электросвязи Электросвязь - передача информации посредством электрических сигналов, распространяющихся по проводам (проводная связь), или (и) радиосигналов (радиосвязь). К электросвязи относят, кроме того, передачу информа...


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
    03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
    32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
    Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
    32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
    Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
    32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
    В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
    32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
    Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...
    32501. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 48 KB
    Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...
    32502. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 84.5 KB
    Теория и методика обучения информатики ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Общие методические рекомендации и принципы обучения информатике. Принцип освоения методики самообучения. Методы обучения с использованием ИКТ Методы обучения система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ обеспечивающая усвоение образовательной программы.
    32503. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК 92.5 KB
    ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.
    32504. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 58 KB
    Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...

    В. О. Шварцман

    Развитие электросвязи началось более 160 лет назад – с момента появления телеграфной связи. Сейчас насчитывается 11 видов электросвязи.

    Как видно из таблицы, подавляющее большинство видов электросвязи (10 из 11) предназначено для человека – как отправителя, так и получателя информации. Только передача данных используется для обмена информацией между ЭВМ и между человеком и ЭВМ.

    При рассмотрении таблицы возникает ряд вопросов:

    4. Можно ли с помощью средств электросвязи предоставлять услуги, выходящие за рамки непосредственного общения людей?

    Для ответа на эти вопросы воспользуемся результатами , свидетельствующими о информационных возможностях некоторых видов электросвязи.

    Общеизвестно, что появление электросвязи дало возможность человеку передавать различную информацию на значительно большие расстояния, чем при непосредственном общении. Но помимо этого, средства связи имеют различные информационные возможности (см. таблицу).

    А теперь попробуем ответить на поставленные выше вопросы.

    Вид электросвязи Передаваемая информация Получаемая информация (%) по сравнению с непосредственным общением (принято за 100%) Характер передачи
    Телеграфная Буквенно-цифровая (текстовая) 7
    Телефонная Речь 45 "Точка – точка"
    Факсимильная Неподвижные изображения - "Точка – точка", циркулярная, многоадресная
    Звуковое вещание Музыка, пение, речь - "Точка – много точек"
    Телевизионное вещание Музыка, пение, речь, подвижные изображения 95 "Точка – много точек"
    Передача данных Буквенно-цифровая - "Точка – точка", циркулярная, многоадресная
    Телерукопись Чертежи, схемы - "Точка – точка"
    Видеотелефон Речь, подвижные изображения (медленно меняющиеся) - "Точка – точка"
    Аудиоконференции Речь и текст 50 "Много точек – много точек"
    Видеоконференции Речь, неподвижные и подвижные изображения 95 "Много точек – много точек"
    Обработка сообщений Текстовая, неподвижные изображения, преобразование формы представления информации - "Точка – точка", циркулярная, многоадресная

    1. Почему развитие электросвязи началось с телеграфии?

    По-видимому, причин тому несколько.

    1. Закономерность развития. Как вид электрической связи телеграфия имела большую предысторию – от оптического и звукового телеграфа (сигнализация кострами и семафором, барабанный бой и т. п.) до электрохимического и элементарного электромагнитного.
    2. Историческая обусловленность. Поскольку развитие техники определяется состоянием соответствующих направлений науки и практики, то в первой трети прошлого столетия появились предпосылки для создания электромагнитного телеграфа.
    3. Технические возможности. Для передачи сообщений на расстояние проще всего использовать электрический ток путем его включения и выключения на передаче, а также притяжение магнитной стрелки электромагнитом, включенным на приеме.

    2. Что является движущей силой появления новых видов электросвязи?

    Как следует из таблицы, с появлением новых видов электросвязи объем информации, получаемой с их помощью, приближается к объему информации, получаемой при непосредственном общении людей. Поэтому как только появились возможности для превращения звуковых колебаний, создаваемых речью человека, в электрические сигналы и обратного их преобразования на приеме, возникла (примерно через 40 лет после телеграфии) телефония, резко увеличившая объем передаваемой информации по сравнению с непосредственным общением (с 7 до 45 %).

    После этого была организована факсимильная связь, которая значительно расширила возможности человека при передаче не только текстовых и звуковых сообщений, но и чертежей, рисунков, фотографий.

    Появление этого вида связи стало возможным после реализации идеи последовательной передачи изображений по элементам и разработки способов и устройств, способных преобразовать неподвижные изображения в электрические сигналы.

    В качестве преобразователей на передаче были использованы фотоэлементы, а на приеме – электросветовые (с записью на фотобумагу), электрохимические (с записью на бумагу, покрытую специальным составом, реагирующим на силу тока), электростатические (с записью на специальную бумагу, реагирующую на величину электрического заряда) и другие методы. Однако больше половины информации (см. таблицу), получаемой человеком с помощью органов зрения, не могло быть передано с помощью средств связи, пока не были решены задачи превращения подвижных изображений в электрические сигналы и обратно. Так в результате изобретения электроннолучевых трубок – иконоскопа (передающей) и кинескопа (приемной) – появилось телевидение.

    Этим завершился один из очень важных этапов приближения информационных возможностей средств электросвязи к возможностям непосредственного обмена информацией между людьми. Этот этап охватывает все виды сообщений, которые передаются и принимаются органами зрения, слуха, движения, мимики и жестов.

    Осталась неохваченной только информация, получаемая и выдаваемая человеком с помощью органов осязания и обоняния. Но эта часть информации сравнительно невелика, и есть все основания полагать, что со временем ее можно будет передавать с помощью средств электросвязи. Некоторые достижения в этом направлении уже имеются. В парфюмерной промышленности, например, испытывают "электронный нос" (устройство для оценки запахов духов), а в пищевой промышленности – "электронный рот" (устройство для дегустации вин). Поэтому есть надежда, что со временем связь обеспечит 100 %-ную передачу информации, получаемой при непосредственном взаимодействии людей между собой и с окружающим миром.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что движущей силой появления и развития новых видов электросвязи является стремление максимально приблизить информативность электросвязи к условиям непосредственного общения.

    Подытоживая данные рассуждения, можно констатировать, что развитие электросвязи началось с низкоскоростной передачи текстовых сообщений (телеграфия), затем появилась телефонная связь, требующая больших скоростей передачи, после этого – передача неподвижных изображений (факсимильная связь), звуковое (аудио) вещание, видеовещание (телевидение), видеотелеконференции на основе применения технологий мультимедиа с эффектом виртуальной реальности, причем для каждого следующего вида связи требовались более высокие скорости передачи. Таким образом, просматривается очевидная тенденция – по мере появления новых видов электросвязи повышается скорость передачи информации. Эта тенденция подтверждается и экономическими соображениями.

    3. Каковы перспективы дальнейшего развития видов электросвязи?

    На основе изложенного может возникнуть вопрос, не остановится ли на этом развитие связи? Нет, не только не остановится, но даже не замедлится, и, более того, будет происходить более быстрыми темпами. И вот почему.

    Во-первых, мы рассмотрели только последовательность создания новых видов связи, но совершенно не затронули вопросов развития предоставляемых с их помощью услуг. А ведь совершенно очевидно, что низкое качество услуг может свести к нулю информативность любого вида связи. Поэтому одним из основных направлений развития электросвязи остается увеличение числа услуг и повышение их качества.

    Этот процесс будет происходить на основе новых технологий: интегральные и интеллектуальные сети, сети персональной и подвижной связи, мультимедиа, новые направляющие системы и методы передачи, сжатие информации и др. Но при этом телефония останется телефонией, как бы ее ни называли (например, компьютерная телефония, телефонная почта), а передача данных – передачей данных и т. д.

    Одновременно с этим необходимо будет решить вопросы, связанные со снижением себестоимости и тарифов на услуги связи.

    Решение этих задач в значительной степени зависит от развития электроники и вычислительной техники. При этом при оценке качества всех видов связи используются те же параметры, что и для оценки качества передачи информации при непосредственном общении, а основным требованием является максимальное приближение качества услуг связи к качеству передачи при непосредственном общении. Правда, в первом случае добавляются еще и требования к доставке по адресу и времени передачи.

    Во-вторых, все вышеизложенное относится только к передаче информации в системе "точка – точка" (между двумя людьми). Однако человек может одновременно общаться не с одним человеком, а с многими людьми (система "точка – много точек"). Общение может происходить также по схеме "много точек – много точек" (имеется в виду масса людей).

    И, наконец, в-третьих, мы ограничились рассмотрением только тех случаев, когда источником и потребителем информации является человек, тогда как сейчас в этом качестве широко и все чаще выступает ЭВМ. Более того, системы телеобработки и телематические службы будут все активнее использовать услуги электросвязи и в первую очередь услуги, базирующиеся на новых технологиях.

    Отметим только, что услуги при связи ЭВМ – ЭВМ и человек – ЭВМ все более совершенствуются и по качеству приближаются к услугам непосредственного общения, например, услуга аутентификации отправителя и получателя, договоренность о методе работы (симплекс – дуплекс), о возможности приема сообщения определенного размера, конфиденциальность.

    4. Может ли электросвязь предоставить услуги, выходящие за рамки непосредственного общения людей?

    При ответе на этот вопрос речь будет идти только о тех услугах электросвязи, которые отсутствуют при непосредственном общении людей или имеют при нем более низкое качество.

    Рассмотрим такую услугу, как передача с переприемом и хранением. Данная услуга удобна в условиях, когда отправитель и получатель находятся в местах с разным поясным временем или когда передать информацию раньше нельзя или неудобно, а позже не представляется возможным. Такие услуги предоставляются службами обработки сообщений (электронной почты), компьютерной телефонии и другими службами электросвязи.

    Может возникнуть и другая ситуация: пользователь желает сохранить конфиденциальность получения информации. При непосредственной встрече с этим лицом уклониться от его намерений бывает очень трудно, тогда как служба компьютерной телефонии предоставляет такую возможность: при получении телефонного вызова абонент до снятия трубки нажатием специальной кнопки на аппарате получает на дисплее не только номер вызывающего абонента, но и его фотографию. На основании этих сведений он решает, снимать трубку или имитировать свое отсутствие. В более простых системах телефонной связи на экране аппарата высвечивается номер вызывающего телефона.

    Существует и такая услуга, как "замкнутая группа абонентов", которую предоставляет служба обработки сообщений. Ее реализация в условиях непосредственного общения в большей массе людей весьма проблематична.

    В местах собрания большого количества людей (в пределах непосредственной слышимости и видимости, когда обходятся без средств связи) может иметь место обмен разными видами информации (речь, текст, неподвижные и подвижные изображения).

    Такие системы связи, как аудио- и видеоконференции, не только полностью обеспечивают дистанционный обмен всеми перечисленными видами информации, но и создают дополнительные возможности, в частности, передачу некоторой информации только определенной группе участников.

    Большие возможности связи по сравнению с непосредственным общением человека с человеком или человека с ЭВМ не должно удивлять. Мы уже привыкли к тому, что микроскоп, телескоп, автомобиль, самолет и т. п. расширяют наши возможности.

    Литература

    1. Шварцман В. О. Электросвязь и информатизация // Электросвязь. – 1997. – № 5.