Войти
Портал компьютерных советов - Hiper-ru
  • Оптимизация ОС: Программа для дефрагментации диска
  • Как включить подсветку клавиатуры на Макбуке?
  • Не включается компьютер: ПК включается и сразу выключается
  • Как добавить или убрать звуковую дорожку в программе Sony Vegas Удаление из dvd файлов ненужной звуковой дорожки
  •  не удается установить сетевое подключение Ошибка не удается установить соединение сервером
  • Как выгрузить контрагентов из 1с 8
  • Тест структуры интеллекта амтхауэра. Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI) Тест структуры интеллекта кр 3 85

    Тест структуры интеллекта амтхауэра. Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI) Тест структуры интеллекта кр 3 85

    Ф.И.О. испытуемого Светлова Анна Григорьевна

    Надежность = Эффективность / Продуктивность = 0,78

    Эффективность – 5 ст. Продуктивность – 5 ст. Надежность – 5 ст.

    Стиль интеллектуальной деятельности - оптимальный

    Заключение

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Домашнее задание 2: по результатам тестирования одного из однокурсников составьте текст беседы с ним об особенностях развития его интеллектуальных способностей и индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Проведите беседу.

    Бланк фиксации результатов по методике КР-3-85

    Возраст ____________ Дата обследования _________________________

    Надежность = Эффективность / Продуктивность = ____________________

    Эффективность – ______ Продуктивность – ______ Надежность – _______

    Стиль интеллектуальной деятельности - _____________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отзыв испытуемого о проведенной беседе

    ___________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись преподавателя: ___________________________________________


    Занятие VII. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (2 ч.)

    Цель занятия: формирование навыковпроведения тестирования,обработки и интерпретации результатов обследования с помощьюкультурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

    Задачи занятия: 1.Закрепить знание содержания заданий методики и требований к ее проведению.

    2. Формировать навык проведения тестирования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

    3. Освоить алгоритм обработки результатов обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

    4. Формировать навык написания психологического заключения по результатам обследования с помощью культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла.

    Задание на самостоятельную подготовку к занятию: изучите рекомендуемую литературу, проверьте качество подготовки к занятию с помощью контрольных вопросов.

    Контрольные вопросы

    1. Для изучения интеллектуальных способностей лиц какого возраста предназначен культурно-свободный тест Р. Кеттелла?

    2. Дайте определение понятий свободный и связанный интеллект.

    3. Расскажите о специфике заданий, использованных в данном интеллектуальном тесте.

    4. Расскажите о требованиях к проведению методики и алгоритме обработки результатов тестирования с помощью теста Р. Кеттелла.

    5. Каковы особенности составления психологического заключения по результатам тестирования с помощью теста Р. Кеттелла?

    Список литературы

    1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006. – С. 154 - 155.

    2. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 14 с.

    3. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 84 – 137.

    4. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. - СПб.: Речь, 2002. – 24 с.


    Задание для работы на практическом занятии: выполните тест Р. Кеттелла, обработайте результаты тестирования и напишите психологическое заключение.

    Ф.И.О. испытуемого ____________________________________________

    Возраст ___________ Дата обследования ____________________

    Задание Часть 1 Часть 2
    1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

    Заключение

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись преподавателя: ___________________________________________


    Домашнее задание 1: проведите тестирование одного испытуемого с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела, обработайте результаты и напишите психологическое заключение.

    Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

    Ф.И.О. испытуемого _____________________________________________

    Возраст __________ Дата обследования ___________________

    Задание Часть 1 Часть 2
    1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

    Сумма баллов = ______ IQ = ______

    Заключение

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись преподавателя: ___________________________________________


    Домашнее задание 2: обработайте результаты тестирования с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела и напишите психологическое заключение.

    Бланк фиксации результатов по тесту Р. Кеттелла

    Ф.И.О. испытуемого Кондратьева Наталья Викторовна

    Задание Часть 1 Часть 2
    1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест
    c b c c c b c c
    d c b d e c b d
    a d a b a d a b
    c c b c c c e c
    b c d e b c d a
    c a a b d a a a
    c c c c c d c d
    e c b c d c b d
    b d e b e e
    a e d a b a
    d c b a d b
    c a e e d b
    b
    e

    Сумма баллов = ______ IQ = ______

    Заключение

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись преподавателя: ___________________________________________

    Тест структуры интеллекта был разработан западногерманским психологом Р. Амтхауэром (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора. Данный тест (Amthauer Intelligens Structur Test, IST) предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

    Тест составлен из девяти групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

    Во всех группах заданий, за исключением IV–VI субтестов, используются задачи закрытого типа.
    I. Осведомленность (О) - исследование , чутья языка, запаса простых знаний, .
    Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, - это не просто репродуктивный акт памяти (так как необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи), а акт соотнесения условий задачи и той информации, которая может быть использована для ее решения. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 мин.

    II. Исключение лишнего (ИЛ) - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать предметы и явления между собой. Решение задач данного субтеста начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначающих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одномоментный акт установления различия или сходства, а как , включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Для успешного осуществления аналитико-синтетической деятельности, испытуемый должен суметь выделить существенный отвлеченный признак, по которому слова относятся к определенной категории. Посредством анализа производится выделение общих и различных признаков, а затем в результате вычленения общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.

    III. Поиск аналогий (ПА) - исследование способности выносить , способности к обобщению, анализ комбинаторных способностей. Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, так как он определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях обследуемого.

    В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий - 20, время выполнения - 7 мин.

    IV. Определение общего (ОО) - оценка способности к и абстрагированию. По его результатам можно судить об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий. На результаты данного субтеста большое влияние оказывает культурный уровень микро среды испытуемого и особенности школьного обучения.

    Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием или словосочетанием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

    V. Арифметический (АР) - оценка уровня развития мышления: способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению.

    Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.

    VI. Определение закономерностей (ОЗ) - анализ индуктивного мышления, аналитико-синтетических способностей, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

    VII. Геометрическое сложение (ГС) - исследование способности к оперированию двухмерными образами, пространственному , комбинаторным способностям.

    Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий - 20. Время выполнения - 7 мин.

    VIII. Кубики (Пространственное воображение, ПВ) - исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. Отличие заключается в том, что в данном случае испытуемый работает с трехмерными образами, и следовательно, выполнение данного субтеста предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления. Косвенно данный субтест определяет уровень развития наглядно-действенного мышления.

    В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

    IX. (З). Состоит из заданий, направленных на диагностику уровня развития вербальной кратковременной памяти, способности сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Время выполнения 20 заданий - 6 мин.

    Всего обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в шкальные оценки.

    Тест имеет достаточно высокие показатели по и надежности.

    Применение теста структуры интеллекта Амтхауэра, а точнее, знание степени развития тех или иных , позволяет оптимизировать процесс психологической коррекции интеллектуальных умений, процессы профориентации и профотбора, взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности.

    Раздел 1. Задания 1–20.
    Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

    1. …не относится к погодным условиям
    а) метель, б) буря, в) землетрясение, г) град, д) туман.
    2. Противоположностью понятия бережливый будет…
    а) дешевый, б) жадный, в) расточительный, г) достойный,
    д) богатый.
    3. Противоположным слову «никогда» будет слово…
    а) часто, б) многократно; в) случайно, г) иногда, д) всегда.
    4. Ботинок всегда имеет...
    а) кожу, б) крючки, в) шнурки, г) пряжку, д) подошву.
    5. Противоположностью понятия верность является...
    а) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.
    6. Влияние человека на окружающих должно зависеть от…
    а) власти, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации,
    д) ума.
    7. В ходе соревнований необходим …
    а) судья, б) соперник, в) зритель, г) аплодисменты, д) победа.
    8. Человек, который скептически относится к прогрессу, является…
    а) демократом, б) радикалом, в) либералом, г) консерватором,
    д) анархистом.
    9. Дядя … бывает старше своего племянника
    а) редко, б) часто, в) всегда, г) никогда, д) иногда.
    10. У коня всегда есть…
    а) конюшня, б) подкова, в) сбруя, г) копыта, д) грива.
    11. Не служит предупреждением несчастных случаев…
    а) стоп-сигнал, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) шлагбаум.
    12. Из приведенных городов южнее всего расположен…
    а) Орел, б) Иркутск, в) Ялта, г) Таллинн, д) Кишинев.
    13. Отцы бывают опытнее сыновей…
    а) всегда, б) обычно, в) значительно, г) изредка, л) безусловно.
    14. Рост 10-летнего ребенка составляет примерно…
    а) 160 см, б) 140 см, в) 110 см, г) 105 см, д) 115 см.
    15. Самой высокой калорийностью обладает при одинаковом количестве…
    а) рыба, б) мясо, в) жир, г) сыр, д) овощи.
    16. Зная процентное отношение невыигравших лотерейных билетов к выигрышным, можно рассчитать…
    а) количество выигрышей, б) доход государства, в) возможность
    выигрыша, г) количество участников, д) размеры выигрышей.
    17. Банкнота стоимостью в 100 долларов имеет длину
    а) 17.5 см, б) 20.5 см, в) 19.5 см, г) 11.5 см, д) 7 см.
    18. Не вполне проверенное высказывание называют …
    а) парадоксальным, б) преждевременным, в) двусмысленным,
    г) ошибочным, д) гипотетичным;
    19. Расстояние между Киевом и Владивостоком составляет примерно... км.
    а) 3000, б) 14000, в) 8000, г) 1200, д) 16000.
    20. Сознательное присвоение себе чужой мысли и выдача ее за свою является…
    а) муляж, б) плагиат, в) пародия, г) компромисс, д) компиляция.

    Раздел 2. Задания 21–40.
    В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так. «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

    21. а) строгать; б) есть; в) шить; г) пилить; д) ковать.
    22. а) площадь; б) размер; в) объем; г) продолжительность;
    д) ши рина.
    23. а) направление; б) восток; в) езда; г) полюс; д) юг.
    24. а) скрипка; б) тромбон; в) кларнет; г) флейта; д) саксофон.
    25. а) бегать; б) стоять; в) грести; г) кататься на санках; д) скакать на лошади.
    26. а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.
    27. а) круг; б) стрелка; в) эллипс; г) дуга; д) кривая.
    28. а) автобус; б) трамвай; в) мотоцикл; г) велосипед; д) поезд.
    29. а) развод; б) разлука; в) паспорт; г) граница; д) разобщение.
    30. а) овальный; б) длинный; в) острый; г) круглый; д) ребристый.
    31. а) связать; б) соединить; в) освободить; г) сделать узел;
    д) склеить.
    32. а) волнистый; б) шероховатый; в) гладкий; г) неровный;
    д) прямой.
    33. а) мост; б) граница; в) брак; г) дружба; д) общество.
    34. а) строгать; б) сверлить; в) шлифовать; г) полировать; д) гладить.
    35. а) камень; б) сталь; в) шелк; г) резина; д) пластмасса.
    36. а) компас; б) часы; в) стрелка; г) полярная звезда; д) курс.
    37. а) фильтр; б) тюль; в) абажур; г) решетка; д) сеть.
    38. а) молния; б) шлагбаум; в) водопроводный кран; г) отвертка;
    д) штопор.
    39. а) мерцающий;б) зеркальный; в) матовый; г) шероховатый;
    д) блестящий.
    40. а) тренировка; б) планирование; в) учение; г) решение;
    д) вербовка.

    Раздел 3. Задания 41–60.
    В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов - полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

    41. Найти: потерять = вспомнить: …
    а) сохранить; б) отказаться; в) забыть; г) думать; д) мечтать.
    42. Врач: хирург = металлург: …
    а) мартен; б) чугун; в) огонь; г) сталевар; д) плавка.
    43. Совещание: постановление = рассуждать: …
    а) вести переговоры; б) принимать решение; в) обсуждать;
    г) взвешивать; д) обдумывать.
    44. Трамвай: рельсы = автобус:…
    а) колеса; б) кузов; в) шины; г) шоссе; д) скорость.
    45. Спортсмен: шиповки = ученый:…
    а) институт; б) исследование; в) работа; г) изучение; д) микроскоп.
    46. Дерево: строгать = железо:…
    а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.
    47. Серебро: золото = кольцо: …
    а) часы; б) рубин; в) драгоценный камень; г) браслет; д) платина.
    48. Кровь: вена = вода: …
    а) шлюз; б) труба; в) кран; г) дождь; д) река.
    49. Лестница: трап = дом: …
    а) лифт; б) двор; в) винтовая лестница; г) палатка; д) комната.
    50. Горы: перевал = река:…
    а) паром; б) мост; в) брод; г) перевоз; д) лодка.
    51. Цветок: ваза = птица…
    а) гнездо; б) воздух; в) куст; г) дерево; д) клетка.
    52. Еда: пряности = лекция:…
    а) оскорбление; б) речь; в) юмор; г) обращение; д) план.
    53. Язык: кислое = нос: …
    а) понюхать; б) дышать; в) попробовать; г) горелое; д) соленое.
    54. Пальто: юбка = шерсть:…
    а) ткань; б) овца; в) шелк; г) свитер; д) текстиль.
    55. Слепота: цвет = глухота:…
    а) слух; б) слушание; в) тон; г) слово; д) ухо.
    56. Потребность: изобретение = жара: …
    а) жажда; б) экватор; в) лед; г) солнце; д) холодно.
    57. Вершина горы: давление воздуха = высота тона: …
    а) камертон; б) сопрано; в) детский хор; г) длина струны;
    д) тембр.
    58. Такса: борзая = тление: …
    а) пожарник; б) фонарь; в) пожар; г) спичка; д) лесной пожар.
    59. Нерв: провода = зрачок: …
    а) излучение; б) глаз; в) видение; г) свет; д) диафрагма.
    60. Гнев: аффект = грустить: …
    а) радость; б) злоба; в) настроение; г) бешенство; д) жалость.

    Раздел 4. Задания 61–76.
    В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые
    объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае - двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

    61. Роза - тюльпан…?
    62. Глаз - ухо…?
    63. Сахар - алмаз…?
    64. Дождь- снег…?
    65. Почтальон - телефон…?
    66. Фотоаппарат - очки…?
    67. Желудок - кишечник…?
    68. Много - мало…?
    69. Яйцо - семя…?
    70. Флаг - крест…?
    71. Фиалка - слон…?
    72. Газохранилище - портфель…?
    73. Начало - конец…?
    74. Жадность - щедрость…?
    75. Предложение - спрос…?
    76. Впереди - снизу…?

    Раздел 5. Задания 77–96.
    В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

    77. У мальчика было 50 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?
    78. Сколько километров проедет товарный поезд за 7 часов, если его скорость составляет 40 км/час?
    79. 15 ящиков овощей весят 250 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес овощей?
    80. Траншею 7 человек выкопают за 78 дней. За сколько часов выкопают такую же траншею 21 человек?
    81. Три карандаша стоят 5 монет. Сколько карандашей можно приобрести на 50 монет?
    82. Человек пробегает 1,75 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?
    83. Ворота находятся на 15 м южнее дома, а дерево стоит на 15м южнее ворот. Сколько метров от дерева до дома?
    84. Кусок материи длиной 4,5 м стоит 90 монет. Сколько стоит 2,5 м такой же материи?
    85. 7 рабочих выполняют задание за 6 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?
    86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до
    52 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?
    87. Цех изготавливает за 8 часов 304 авторучек. Сколько авто- ручек будет изготовлено за полчаса?
    88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей свинца. Сколько граммов серебра потребуется для получения 15 г сплава?
    89. За час рабочий А зарабатывает 3 рубля, а рабочий Б - 5 ру-
    блей. Вместе они заработали 120 рублей? Сколько рублей заработал Б?
    90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м материи, а второй - 40 м. Сколько материи изготовит первый цех к тому времени, когда второй уже выпустит 60 м материи?
    91. Мама пошла в магазин. Десятую часть денег она истратила в овощном магазине, а в парфюмерии в 4 раза больше. У нее осталось 60 коп. Сколько денег у нее было вначале?
    92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло
    на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в меньшем ящике?
    93. Полосу материи длиной 60 см разрезали на две части так, что
    одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска
    материи, который меньше?
    94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а четыре пятых остатка продает в своей стране. Какой процент продукции остался на складе предприятия?
    95. Вино, заполняющий 7/8 объема емкости, стоит 84 монеты. Сколько монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?
    96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько
    в семье сыновей?

    Раздел 6. Задания 97–116.
    В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

    97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24
    98. 15, 16, 18, 19, 21, 22, 24
    99. 19, 18, 22, 21, 25, 24, 28
    100. 16, 12, 17, 13, 18, 14, 19
    101. 2, 4, 8, 10, 20, 22, 44
    102. 15, 13, 16, 12, 17, 11, 18
    103. 25, 22, 11, 33, 30, 15, 45
    104. 49, 51, 54, 27, 9, 11, 14
    105. 2, 3, 1, 3, 4, 2, 4
    106. 19, 17, 20, 16, 21, 15, 22
    107. 94, 92, 46, 44, 22, 20, 10
    108. 5, 8, 9, 8, 11, 12, 11
    109. 12, 15, 19, 23, 28, 33, 39
    110 7, 5, 10, 7, 21, 17, 68
    111. 11, 15, 18, 9, 13, 16, 8
    112. 3, 8, 15, 24, 35, 48, 63
    113 4, 5, 7, 4, 8, 13, 7
    114. 8, 5, 15, 18, 6, 3, 9
    115 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69
    116 5, 35, 28, 4, 11, 77, 70

    Раздел 7. Задания 117–136.
    В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

    Раздел 8. Задания 137–156.
    Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д») Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача - определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

    Раздел 9. Задания 157–177.
    Вам дается три минуты на то, чтобы Вы выучили наизусть приведенные ниже слова. Учите слова до тех пор, пока не получите указания закончить.
    Таблица для заучивания
    Ель, папоротник, зверобой, черемуха, жимолость
    Фреза, сверло, молоток, тиски, винторез
    Рисунок, гравюра, икона, драма, эпос
    Цапля, канарейка, соловей, удод, ласточка
    Бобер, зебра, осел, хомяк, шакал

    Вопросы, касающиеся полученных слов, находятся на отдельных бланках. Вам необходимо найти слова, которые занимают такое же порядковое место, что и в заученном Вами бланке.

    Задание
    157. а) зверобой; б) молоток; в) цапля; г) черемуха; д) ель.
    158. а) икона; б) жимолость; в) попугай; г) рубанок; д) шакал.
    159. а) молоток; б) канарейка; в) папоротник; г) акварель; д) зебра.
    160. а) ножницы; б) осел; в) черемуха; г) удод; д) рисунок.
    161. а) ласточка; б) жимолость; в) уж; г) драма; д) ножницы.
    162. а) ель; б) хомяк; в) фельетон; г) ножницы; д) попугай.
    163. а) фреза; б) акварель; в) фазан; г) тюльпан; д) бобер.
    164. а) рисунок; б) винторез; в) бобер; г) ласточка; д) папоротник.
    165. а) винторез; б) соловей; в) гвоздика; г) хомяк; д) фельетон.
    166. а) акварель; б) тюльпан; в) молоток; г) щука; д) дрозд.
    167. а) черемуха; б) хомяк; в) икона; г) фазан; д) сверло.
    168. а) хомяк; б) гравюра; в) тиски; г) канарейка; д) зверобой.
    170. а) молоток; б) эпос; в) осел; г) жимолость; д) цапля.
    171. а) сверло; б) бобер; в) рисунок; г) тюльпан; д) ласточка.
    172. а) осел; б) иллюстрация; в) соловей; г) тиски; д) жасмин.
    173. а) канарейка; б) папоротник; в) ножницы; г) ирис; д) хомяк.
    174. а) цапля; б) фельетон; в) гвоздика; г) фреза; д) щука.
    175. а) бобер; б) черемуха; в) ласточка; г) сверло; д) гравюра.
    176. а) щука; б) молоток; в) зверобой; г) ель; д) икона.
    177. а) папоротник; б) хомяк; в) гравюра; г) цапля; д) винторез.

    Обработка результатов теста

    За совпадение ответов с ключом респонденту начисляется один балл. Для Субтеста 4 баллы подсчитываются следующим образом:

    Совпадение с ключом – 2 балла.
    Аналогичное, но неполное значение слова – 1 балл.
    Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие – 0 баллов.

    Интерпретация результатов теста

    Описание субтестов

    Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.
    Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.
    Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
    Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
    Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
    Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
    Субтест 7: «ПВ» (пространственное ): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.
    Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.
    Субтест 9: «Пм» (память, способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

    При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:

    1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

    При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

    2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

    Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

    3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана.

    Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной . Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

    4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной подготовке и успешности в обучении.

    Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

    Психодиагностические методы в работе психологической службы.

    Санкт-Петербург

    Блок 1. Общая диагностика_ 4

    МЛО «Адаптивность»_ 4

    Опросник «Социально-психологическая комфортность среды. 19

    Опросник мотивации успеха и боязни неудач (Реан А. А.). 25

    Опросник изучения мотивации к обучению в ВУЗе (Ильина Т.И.) 28

    Опросник изучения мотивов учебной деятельности студентов (Реан А.А., Якунин В. А.) 32

    Диагностика состояний агрессии, опросник Басса-Дарки_ 34

    Описания поведения тест (Томас) 40

    Уровень субъективного контроля. 46

    Опросник терминальных ценностей (модификация Сенин И.Г.) 53

    Опросник Смысложизненных ориентаций_ 60

    Опросник «Определение преобладающего типа темперамента»_ 63

    Профориентационная методика Голланда_ 68

    Блок 2. Психофизиологическое обследование 72

    Анкета самооценки состояния (АСС) 72

    Реактивная тревожность Спилбергер – Ханин (экспресс- метод) 75

    Физиологические пробы: п. Штанге, п. Генча, ЧСС, артериальное давление. 76

    Блок 3. Исследование групповых процессов 80

    Социометрия. 80

    ГОЛ (групповая оценка личности) 83

    Приложения_ 84

    Приложение 1 – Бланк методики МЛО «Адаптивность». 84

    Приложение 2 – Бланк методики КР-3-85_ 85

    Приложение 3. - Стимульный материал к методикам исследования уровня ОИР (вариант 2). 86

    Приложение 4 – Бланк методики СПКС. 106

    Приложение 5. – Бланк на изучение мотивации. 107

    Приложение 6. - Бланк к методикам «описание поведения», тест агрессивности Баса-Дарки и УСК. 108

    Приложение 7. - Бланк к методике ОТеЦ. 109

    Приложение 8. - Бланк к методике СЖО. 110

    Приложение 9. 112

    Приложение 10. – Бланк к методике Голланда. 113

    Приложение 11. – Бланк к методике АСС. 114

    Приложение 12 – Бланк к методике социометрия. 115

    Приложение 13 – Бланк к методике ГОЛ. 116

    Блок 1. Общая диагностика

    МЛО «Адаптивность»

    Теоретической основой данного опросника является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи нарушения адаптации могут приводить к развитию психосоматических заболеваний, срывам в профессиональной деятельности, девиантным формам поведения.



    МЛО «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Шкалы 2-го, 3-го и 4-го уровня конструктивно связаны между собой. Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам методики СМИЛ (MMPI).

    Обработка результатов начинается со шкалы «достоверности», которая оценивает степень объективности ответов. Если общее количество баллов превышает 10, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления испытуемого как можно больше соответствовать «социально желаемому» типу личности.

    Процедура проведения.

    Инструкция. Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только «да» (+) или «нет» (-). Вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами – отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе.

    Все задания выполняются по порядку; пропускать вопросы нельзя. Метки в виде «+» или «-» ставятся только в регистрационном листе № 2 непосредственно под цифрой номера вопроса. Если Вы ошиблись, ничего не исправляйте в регистрационном листе: поставьте правильный ответ в соответствующей графе и обведите его кружочком.

    Текст опросника.

    1. Бывает, что я сержусь.

    2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

    3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

    4. Судьба определенно несправедлива ко мне.

    5. Запоры у меня бывают очень редко.

    6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

    7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

    8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

    9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ему ответить тем же.

    10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

    11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

    12. У меня бывают очень странные и необычные переживания.

    13. У меня не было неприятностей из-за моего поведения.

    14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

    15. Бывает, у меня появляется желание ломать или крушить всё вокруг.

    16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

    17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

    18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.

    19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

    20. Голова у меня болит часто.

    21. Раз в неделю (или даже чаще) я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

    22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

    23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

    24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

    25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

    26. Я человек общительный.

    27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

    28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

    29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

    30. У меня мало уверенности в себе.

    31. Иногда я говорю неправду.

    32. Обычно я считаю, что жизнь - стоящая штука.

    33. Я считаю, что большинство людей способно солгать, чтобы продвинуться по службе.

    34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

    35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

    36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

    38. Мышечные судороги или подёргивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

    39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

    40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

    41. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

    42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

    43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

    44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее и ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

    45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

    46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

    47. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

    48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

    49. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.

    50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

    51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

    52. Обычно я засыпаю спокойно, и меня не тревожат никакие мысли.

    53. Последние несколько лет, я чувствую себя хорошо.

    54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

    55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

    56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

    57. Я легко плачу.

    58. Я мало устаю.

    59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

    60. С моим рассудком творится что-то неладное.

    61. Чтобы скрыть свою застенчивость мне приходится затрачивать много сил.

    62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

    63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

    64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

    65. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

    66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

    67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.

    68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.

    69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

    70. Думаю, что я человек обреченный.

    71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться и не стащить что-нибудь у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.

    72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

    73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

    74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

    75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

    76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве

    77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

    78. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

    79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

    80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

    81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.

    82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

    83. Кто-то управляет моими мыслями.

    84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

    85. Мне нравиться быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

    86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

    87. Я вполне уверен в себе.

    88. Никому не доверять - самое безопасное.

    89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

    90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

    91. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы.

    92. В игре я предпочитаю выигрывать.

    93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

    94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

    95. Я ежедневно выпиваю много воды.

    96. Счастливее всего я чувствую себя, когда остаюсь один.

    97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-то причине остался безнаказанным.

    98. В моей жизни было несколько случаев (или один случай), когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

    99. Я очень редко заговариваю с людьми первым.

    100. У меня никогда не было столкновений с законом.

    101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей - это как бы придает мне вес в собственных глазах.

    102. Иногда безо всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.

    103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

    104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

    105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

    106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что это у меня плохо получается.

    107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.

    108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

    109. Как правило, мне не везет.

    110. Меня легко привести в замешательство.

    111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

    112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

    113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.

    114. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

    115. Мне кажется, что меня никто не понимает.

    116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

    117. Я легко теряю терпение с людьми.

    118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.

    119. Часто мне хочется умереть.

    120. Иногда я бываю так возбуждён, что мне бывает трудно заснуть.

    121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

    122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.

    123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

    124. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

    125. Я убежден, что существует лишь одно, единственно правильное понимание смысла жизни.

    126. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

    127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

    128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

    129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

    130. Я часто обращаюсь к людям за советом.

    131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается всё хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

    132. Меня довольно трудно вывести из себя.

    133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

    134. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.

    135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.

    136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.

    137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.

    138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

    139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

    140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

    141. Я думаю, что можно не нарушая закон, попытаться найти в нем лазейку.

    142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

    143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

    144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне быть среди людей.

    145. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными.

    146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

    147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

    148. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

    149. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.

    150. Я предпочитаю действовать в соответствии с собственными планами, а не следовать указаниям других.

    151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

    152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я не стараюсь скрывать это от него.

    153. Я человек нервный и легко возбудимый.

    154. Всё у меня получается плохо, не так как надо.

    155. Будущее кажется мне безнадежным.

    156. Люди довольно легко могут изменить моё мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.

    157. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно

    случиться что-то страшное.

    158. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

    159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

    160. Я стараюсь уклоняться от конфликтов и избегать затруднительных положений.

    161. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.

    162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем романы о любви.

    163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.

    164. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни всё, что могут.

    165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

    Бланк данной методики представлен в приложении 1.

    Обработка и интерпретация результатов.

    Таблица 1. - Ключ к шкалам 3 уровня МЛО «Адаптивность».

    Шкалы «ДА» «НЕТ»
    Достоверность 1,10,19,31,51,69,78,92,101, 116,128,138,148
    Поведенческая регуляция (ПР) 4,6,7,8,11,12,15,16,17,1820,21,28,29,30,37,39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73,80,82,83,84,86,89,94,95,96,98,102,103,108,109,110,111,112,113,115,117,118,119,120,122123,124,127,129,131,135136, 137,139,143,146,149153,154,155,156,157,158161,162 2,3,5,23,25,32,38,44,45,49, 52,53,54,55,58,62,66,75,87, 105,132,134,140
    Коммуникативный потенциал (КП) 9,24,27,33,43,46,61,64,8188,90,99104,106,114,121,126,133,142,151,152 26,34,35,48,74,85,107,130, 144,147, 159
    Моральная Нормативность (МН) 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141,145, 150,164,165 13,76,97,100,160,163
    Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 4, 6, 7, 8, 9,11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165 2, 3, 5, 13, 23,25,26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 75, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

    Сумма «сырых» баллов по шкалам 3-го уровня (ПР, КП, МН) соответствует значению шкалы 4-го уровня (ЛАП). Полученные значения переводятся в стэны.

    Таблица 2. - Перевод в стандартные баллы (стэны) результатов, полученных по шкалам 3-го уровня МЛО «Адаптивность».

    Стэны Шкалы
    ПР КП МН
    46 - > 27 – 31 18 - >
    38 – 45 22 – 26 15 –17
    30 – 37 17 – 21 12 –14
    22 – 29 13 – 16 10 –11
    16 – 21 10 – 12 7 – 9
    13 – 15 7 - 9 5 - 6
    9 –12 5 - 6 3 –4
    6 - 8 3 - 4
    4 – 5 1 – 2
    0 – 3

    Таблица 3. - Краткая интерпретация шкал 3-го уровня МЛО «Адаптивность».

    Наименование шкалы Интерпретация низких значений Интерпретация высоких значений
    ПР Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности
    КП Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность Высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен
    МН Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремиться соблюдать общепринятые нормы поведения Высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

    Таблица 4. - Перевод в стандартные баллы (стэны) результатов, полученных по шкале 4-го уровня теста МЛО (ЛАП).

    КР 3-85

    Методика была разработана Кулагиным и Решетниковым в 1985 году. Состоит из 7 субтестов, позволяющих оценить как развитие отдельных способностей, так и уровень общего интеллектуального развития (ОИР). Все задания выполняются на время. Каждый субтест начинается с объяснительной инструкции. Данный тест имеет несколько параллельных форм.

    Краткая характеристика субтестов.

    «Аналогии». Сущность тестового задания состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу. Исследуется функция вербального логического (понятийного) мышления.

    «Числовые ряды». Сущность тестового задания состоит в установлении закономерностей, лежащих в основе построения числовых рядов. Исследуется логичность мышления.

    «Зрительная память» («Фигуры»). Сущность тестового задания состоит в запоминании геометрических фигур, а затем в воспроизведении показанных фигур на регистрационном листе по памяти. Данный субтест предназначен для оценки зрительной кратковременной памяти.

    «Образное мышление» («Узоры»). Субтест используется для исследования способности к образным представлениям. Исследуется функция пространственно-образного мышления.

    «Арифметический счет». Сущность тестового задания состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами (в пределах ста). Исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и темповые характеристики психических процессов.

    «Вербальная (словесная) память». Тестовое задание предназначено для оценки кратковременной зрительной памяти, его сущность состоит в запоминании слов.

    «Установление закономерностей». Сущность тестового задания состоит в поиске слов с заданным порядком и количеством букв. Исследуются функции логического мышления, памяти и внимания.

    Процедура проведения.

    Бланк для проведения методики дан в приложении 2. Альбом КР 3-85 дан в приложении 3.

    1 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У сапога всегда есть...

    2 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В тёплых краях обитает...

    3 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В году... месяцев (сколько?)

    4 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Месяц зимы...

    5 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В нашей стране не живёт...

    6 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Отец старше своего сына...

    7 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Время суток...

    8 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Вода всегда...

    9 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У дерева всегда есть...

    10 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Город России...

    21 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огурец/овощ = Георгин/...

    22 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Учитель/ученик = Врач/...

    23 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огород/морковь = Сад/...

    24 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Цветок/ваза = Птица/...

    25 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Перчатка/рука = Сапог/...

    26 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Тёмный/светлый = Мокрый/...

    27 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Часы/время = Термометр/...

    28 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Машина/мотор = Лодка/...

    29 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стул/деревянный = Игла/...

    30 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стол/скатерть = Пол/...

    31 Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье... - это одежда. Выбери это слово. Метла, лопата это...

    Название теста . Тест эффективного интеллекта. Форма Б

    Краткое название . ТЭИ-2009.Б

    Предназначение .

    Тест предназначен для диагностики уровня развития "эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач. Большинство распространенных тестов на интеллект имеют "склонность" диагностировать "академический интеллект", то есть общую познавательную способность. Тесты на академический интеллект полезны в практической психологии образования. При работе со взрослыми, работающими людьми чаще всего бывает нужным изучать именно уровень эффективного интеллекта: в практике профотбора, профподбора.

    Тест эффективного интеллекта позволяет оценить один показатель, эффективный интеллект. Тест включает в себя две части, но эти части не являются субтестами в привычном понимании. Задания сгруппированы в "Часть А" и "Часть Б" исключительно для удобства восприятия испытуемого. В первой части содержатся задания с выбором ответа. Во второй части - задания с кратким ответом.

    Всего в тесте 30 заданий 24 различных видов. Именно разнообразие заданий и обеспечивает надлежащее качество диагностики эффективного интеллекта. Имеются как традиционные для тестов на IQ задания (например "аналогии" или "геометрическое сложение", так и довольно сложные логические задачи ("быки-коровы").

    Тест предназначен для профессионального использования. Основное предназначение: профотбор и профподбор. Методика содержит таблицу перевода сырых баллов в стандартную IQ-шкалу, однако следует избегать "прямого" его использования, когда ставятся диагнозы "уровень IQ средний" или "уровень IQ выше среднего" и т.д. в силу абсолютной условности этих градаций в случае диагностики эффективного интеллекта. Для различных возрастов, социальных слоёв населения, профессий нормы должны были бы быть совершенно различными. Поэтому наибольшую пользу можно извлечь из методики только в тех случаях, когда испытуемые сравниваются между собой: например в случае группового тестирования или же в случае, когда психолог постепенно накапливает свой массив данных результатов тестирования, вырабатывает собственную нормативную шкалу.

    Испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень развития эффективного интеллекта, отличает: гибкость и беглость мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического), высокий уровень развития произвольного внимания, большой объём оперативной памяти, хорошо организованное восприятие, высокая общая осведомленность, развитые аналитико-комбинаторные способности.

    Стимульный материал содержит как текстовые, так и графические данные. Поэтому при распечатке следует убедиться в надлежащем качестве стимульного материала. Особое внимание следует уделить заданию, в котором требуется оценить количество точек на картинке.

    Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. На руки испытуемый получает тестовую тетрадь и бланк ответов. Испытание проводится на время (40 минут на весь тест), поэтому следует обратить внимание на то, чтобы испытуемые не начали отвечать раньше времени.

    Требования к проведению: спокойная обстановка, отсутствие возможности списывать, отсутствие возможности пользоваться черновиками и калькулятором. Вообще все промежуточные действия испытуемый должен совершать в уме.

    Тест можно проводить не только в исследовательских целях. Его можно использовать в тренинговой работе как средство развитие интеллектуального потенциала. Можно использовать соревновательный интерес участников. Можно использовать через определённое количество времени две формы теста для диагностики прогресса интеллектуального развития.

    Оцениваемые качества . Интеллект. Эффективный интеллект

    Порядок проведения

    Для проведения обследования необходимо: тестовая тетрадь каждому испытуемому, бланк ответов, ключ и таблица переведения сырых показателей в стандартные баллы IQ.

    Время проведения: 40 минут.

    Желательно проводить обследование в спокойной, достаточно комфортной обстановке.

    Инструкция

    Испытуемым даётся инструкция в письменном виде (первая страница тестовой тетради). Необходимо дать несколько минут на ознакомление с инструкцией и на то, чтобы подготовить ручку, убрать со стола лишнее. Если появятся вопросы, то дать ответы на них.

    Задания

    Обработка результатов

    Ответы проверяются в соответствии с ключом. Обратите внимание, что за некоторые задания даётся 2 и даже 3 балла. Максимально возможное количество сырых баллов: 45.

    Таблица перевода сырых баллов в стандартную шкалу IQ:

    Сырые 0-4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
    IQ 70 75 79 83 86 88 90 91 92 93 94 95 96 97
    Сырые 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
    IQ 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 110 112 115
    Сырые 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
    IQ 118 121 124 128 132 138 144 151 159 165 175 186 198 212

    Напомним, что шкала IQ построена так, что большинство результатов ложится в диапазон 85-115 баллов. Однако понятие "норма" может сильно варьироваться для разных социальных групп испытуемых.

    Год разработки теста . 2009

    Номер версии . 1.0

    1. Тест эффективного интеллекта. Форма Б [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.05.2009..html (14.05.2009).