Войти
Портал компьютерных советов - Hiper-ru
  • Не включается компьютер: ПК включается и сразу выключается
  • Как добавить или убрать звуковую дорожку в программе Sony Vegas Удаление из dvd файлов ненужной звуковой дорожки
  •  не удается установить сетевое подключение Ошибка не удается установить соединение сервером
  • Как выгрузить контрагентов из 1с 8
  • Чтение файла, запись в файл
  • Как открыть банковскую карту: инструкция и рекомендации
  • Как в lmms открыть миди файл. LMMS – каков на вкус бесплатный фрукт? Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

    Как в lmms открыть миди файл. LMMS – каков на вкус бесплатный фрукт? Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

    Линуксовый (и как следствие бесплатный) аналог любимого FL Studio - LMMS добрался и до наших цветных окошек. Давайте разберем поближе его и посмотрим, что оно может предложить бедному студенту-музыканту.

    Установка

    Дистрибутив весит всего 15 мб, и без проблем был скачан с официального сайта программы. С установкой проблем замечено не было, она ничем не отличается от установки любых других программ. При первом запуске открылось окошко с настройками программы, которое аналогично FL (что ожидаемо). Что приятно программа сама определила язык и поставила русский. Хотя, признаться, перевод не очень грамотный, видно, человеческая рука тут не прикасалась, работал исключительно электронный переводчик.

    В разделе «Общие настройки» главный интерес представляет размер буфера.

    В разделе «Пути». Здесь стоит указать путь, куда установлены у вас VST-плагины, и FL Studio, так же (если имеются) путь, где у вас находятся SF-банки.

    В следующей вкладке «Параметры звука» можно выбрать звуковую систему. У меня отобразилось всего две вкладки: SDL и Dummy (по сути либо есть, либо нет). Данная настройка не очень понятна, и я подозреваю, что она перешла без изменений из Линукса.

    Последний пункт «Параметры MIDI» по настройкам аскетично-аналогичен предыдущему.

    Признаться уже довольно сильно настораживает этот минимализм в настройках (например, нет возможности даже выбрать нужный звуковой драйвер!). Интересно, что ждет нас дальше.

    Работа с инструментами

    После настроек перед нами предстает вот такое окно. Сразу видно, что писали программисты-любители, за эргономику, не выше тройки, хотя на первый взгляд он мало отличается от «фруктового». Но интерфейс меня мало волнует: бедный студент может разобраться с любыми трудностями. Посмотрим, какие возможности программа предлагает музыкантам. Открываю браузер.

    Что ж весьма обширный выбор. На первый взгляд, все, что может понадобиться есть. Но, все же рассмотрю каждый в отдельности:

    AudioFile Processor – аналог Audio Clip в FL

    И сразу же нарекание: авторы, что считают меня ясновидящим? Как разглядеть маленькую кнопку открытия прямо под логотипом такого же цвета? Мне понадобилось минуты три, чтобы найти её! В остальном все скопировано с аналога в FL. В плане работы особых нареканий не вызвало, делаю вывод что разработчики, как программисты лучше, чем как дизайнеры.

    Bit Invader

    Синтезатор для жанра 8 bit. Фанатам жанра должно понравиться, есть все необходимые настройки, арпеджиатор, но, к сожалению ни одного пресета, что резко затрудняет общение новичков с данным плагином.

    Проведя небольшое время за ним, я разобрался довольно быстро, и даже смог извлечь, несколько неплохих звуков, а, учитывая в целом редкость инструментов для этого жанра, то можно сказать авторам спасибо, за данный инструмент.

    Kicker – прямой аналог Fruit Kick

    Звук удара, признаться, мне не очень понравился – глухой, причем настолько, что даже еле улавливается изменение тональности. Хотя применение я ему нашел сразу же – хороший вариант для имитации звука сердцебиения.

    LB-302

    LB-302 – расшифровывается как Lead Bass. Из чего сразу становится понятно, что это синтезатор басовых линий и соло-партий для электронной музыки.

    Звучание данного плагина «на троечку», хотя мое мнение, что он тоже создавался с ориентировкой на 8 bit, и подобные жанры.

    Mallets

    Этот плагин не вызвал у меня нареканий. Звучание звонкое, четкое, конечно реалистичным его назвать сложно, но если поработать эквалайзером и наложить реверберацию, то получится очень даже неплохо.

    Organic

    Как видно из названия – имитация звука органа. Звучание плагина довольно «пластмассовое». Но в качестве применения можно использовать для имитации игрушечных органчиков и пианино.

    FreeBoy

    FreeBoy – эмулятор аудиопроцессора GameBoy! (если кто помнит была когда то такая карманная игровая консоль). Авторы, точно фанаты 8 bit. Отличный звук! Плагин как будто возвращает во времена, когда появились первые приставки. С помощью арпеджиатора мне удалось сделать много звуков аналогичных мелодиям из игр того времени.

    Patman

    Patman – синтезатор на основе патчей, совместимый с GUS. Добиться мне от него так ничего и не удалось. Он предлагает выбрать патч с расширением *.pat. Найти подобные файлы в папке с программой и где-либо еще на моем компьютере не удалось.

    SF2 Player

    SF2 Player – проигрыватель sf2-файлов. Я ими не пользуюсь, поэтому оценить работу плагина мне было сложно. Количество настроек и интерфейс нареканий не вызвали.

    SID – еще один плагин для любителей 8bit. Эмулятор чипов MOS6581 и MOS8580, которые использовались на Commodore 64. Большое количество настроек позволяет получать самые разные звучания. Звук получается мягкий и довольно приятный.

    TripleOscillator

    TripleOscillator – аналог 3x Osc в FL. Плагин полностью скопирован со своего платного аналога, как в плане интерфейса, так и в плане звука, хотя мне показалось, что у данного плагина все-таки более «аналоговое» звучание.

    VeSTige

    VeSTige – интерфейс для загрузки VST плагинов. Аналогичен Fruity Wrapper. ля теста я загрузил в него плагин Milk Guitar. Плагин загрузился быстро и без проблем. Настроек никаких, кроме самых основных я не нашел, хотя все что реально может пригодиться есть.

    Vibed

    Этот продукт позиционируется, как эмулятор колебания струн. Подозреваю, что создавался как более продвинутый аналог Plucked. Признаться, у меня так и не получилось сделать звук струны. А отсутствие пресетов, так и не позволило разобраться, как работать с этим плагином. Тем не менее, люди, которые хорошо знакомы с теорией синтеза звука, смогут добиться очень неплохих результатов.

    ZynAddSubFx

    ZynAddSubFx – последний в нашем списке плагин. Представляет собой еще один синтезатор басовых линий, но уже с пресетами. Для того чтобы открыть окно синтезатора нужно: нажать кнопку “Show GUI”, далее в открывшемся диалоге выбрать “Beginner”, появится окно синтезатора, как на скриншоте, в этом окне надо будет щелкнуть по вкладке “Instrument”, и в открывшемся списке выбрать “Show instrument bank”. Неужели разработчики считают это удобным? Лично мне после таких операций уже перехотелось пользоваться этим инструментом, хотя он имеет довольно много установок и пресетов.

    Микшерный пульт

    В данном случае пульт используется только для наложения эффектов и регулирования громкости. Создатели программы точно не музыканты, потому что тяжело пользоваться пультом, который не имеет даже ручки баланса! Я уже не говорю о таких кнопках как mute, solo и т.д. Но будем пользоваться, тем, что имеется. Чтобы пользоваться микшером, нужно назначить канал FX на соответствующий канал микшера.

    В разделе «Цепь фильтров» можно добавить эффекты. Присутствует большое количество встроенных эффектов, так же легко загружаются VST. Эффекты работают без особых осложнений, замечаний практически нет.

    Работа над проектом

    Чтобы оценить возможности программы я загрузил несколько готовых проектов, которые поставляются вместе с программой. Мнение, о том, что авторы не музыканты усилилось еще больше. Более того, они совершенно не могут пользоваться, теми инструментами, которые сами же и придумали. Все проекты были выполнены с использованием сэмплов, и авторы практически не пользовались инструментами! Единственное, что могу посоветовать вам для ознакомления с программой – это проекты из папки covers. В целом звучание проектов не очень приятное, напоминает больше звук midi. Боюсь, со стандартными инструментами будет сложно работать даже на любительском уровне.

    Заключение

    Кратко я рассмотрел все функции программы. Впечатления смешанные. С одной стороны – это продукт с мощным потенциалом, с другой стороны уровень его реализации так и остался на любительском. На момент написания статьи последняя версия программы была: 0.4.4, поэтому сложно сейчас делать выборы, посмотрим, чего авторы добьются хотя бы к 3ей или 4ой версии, я надеюсь, что они все-таки сделают конкурентоспособный продукт. Увы, сейчас его нельзя назвать ни заменой FL Studio, ни даже просто хорошим бесплатным хостом (не дотягивает даже до уровня Reaper). Но все же программа имеет право жить на ваших винчестерах, если вы увлекаетесь экспериментальной электронной музыкой, и просто must have для тех, кто пишет музыку в жанре 8 bit и других схожих жанрах.

    Новичку будет сложно в ней разобраться из-за недоработок в интерфейсе, плохого перевода и отсутствия пресетов. Людям, имеющим опыт в работе с музыкальными программами, я рекомендую скачать, и самостоятельно ознакомится, быть может, она и не станет вашей основной программой, но, тем не менее, может стать хорошим подспорьем в экспериментальных проектах. В своем я приведу диаграмму оценок основных функций.

    LMMS – программа, позволяющая создавать собственные музыкальные композиции с использованием электронных синтезаторов, семплов и всевозможных эмуляторов. Встроенный редактор дает возможность создавать шаблоны, которые можно сохранять и использовать в дальнейшем, комбинируя уже созданные паттерны или добавляя к ним новые. Помимо редактора, в состав LMMS входит продвинутый микшер, позволяющий разделять звуковые дорожки по разным каналам. Это необходимо для того, чтобы на каждый канал можно было наложить свой эффект.

    Кстати эффектов в этом приложении тоже достаточно много, что позволяет задавать разное настроение и тон создаваемой музыке. Утилита поддерживает несколько видов синтезаторов, среди которых стоит отдельно похвалить те, которые предназначены для ударных и струнных инструментов, речи, имитации звука органа и так далее. Каждый из синтезаторов обладает своим набором настроек. Ближайшим аналогом LMMS является известная программа . В целом, функционал этих приложений достаточно схож, но в отличие от Fruity Loops, представленное средство является совершенно бесплатным.

    Ключевые особенности и функции

    • возможность работы с midi-клавиатуры;
    • поддержка синтезаторов, семплов и эмуляторов;
    • набор синтезаторов, для симуляции всех распространенных инструментов;
    • удобный пользовательский интерфейс;
    • наличие микшера, для распределения звуковых дорожек по каналам;
    • кроссплатформенность приложения.

    Linux MultiMedia Studio (LMMS ) – цифровая звуковая рабочая станция для разработки аудиофайлов с помощью компьютера. Позволяет создавать собственную и уникальную музыку с помощью синтезирования звуков и работы с готовыми образцами. Также поддерживает возможность набрать мелодию на клавиатуре и другие функции. LMMS может наложить множество звуковых эффектов и имеет много плагинов. Работает с файлами из других звуковых редакторов, таких как например Hydrogen и FL Studio. Поддерживает импорт MIDI файлов. В отличие от программ указанных выше, LMMS полностью бесплатна и при этом настолько же функциональна. Хоть программа и имеет название Linux MultiMedia Studio, она всё равно полностью работоспособна на ОС Windows.



    - Linux MultiMedia Studio отличный звуковой редактор, работающий на оперативных системах Linux и Windows.
    - Очень функциональная цифровая станция для разработки уникальных аудиозаписей.
    - Работает с помощью синтезатора звуков готовых образцов (шаблонов).
    - Также может наложить множество звуковых эффектов.
    - Поддерживает набор звуков с помощью клавиатуры (пианино).
    - Возможно импортировать файлы в формате MIDI.
    - Полностью функциональна с разработанными проектами в других аналоговых программах, как FL Studio.
    - В отличие от многих аналоговых программ, LMMS полностью бесплатна, при это не уступает в качестве.
    - Программа доступна в разных языках, а точнее, она переведена на 15 языков.
    - Есть поддержка русского языка.

    Недостатки программы

    - Отсутствует портативная (portable) версия.

    - Процессор с тактовой частотой 2200 MHz или более мощный.
    - Оперативная память 1024 Мб или больше.
    - Свободное место на жёстком диске от 80 Мб.
    - Любая совместимая с системой звуковая карта.
    - Архитектура с разрядностью 32 бит или 64 бит (x86 или x64).
    - Операционная система Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 10

    Создание музыки: Таблицы сравнения

    Название программы На русском Дистрибутивы Инсталлятор Популярность Размер Индекс
    ★ ★ ★ ★ ★ 2.6 Мб 88
    ★ ★ ★ ★ ★ 28.1 Мб 100
    0 676 Мб 100

    Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.

    Первый запуск

    При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

    Рисунок 1. Настройки программы.

    Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не , а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.

    Интерфейс

    Интерфейс очень напоминает (рис. 2).


    Рисунок 2. Фрагмент интерфейса LMMS.

    Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.

    Song editor

    Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).


    Рисунок 3. Окно Song editor.

    Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.

    Как же здесь писать музыку?

    Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).


    Рисунок 4. Создаем новое событие для инструмента Triple oscillator.

    Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)


    Рисунок 5. Окно Piano roll.

    Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).


    Рисунок 6. Выбор миди-устройства для дорожки.

    Добавляем динамику

    Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)


    Рисунок 7. «Перетягиваем» контроллер.

    После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

    Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).


    Рисунок 8. Пошаговый редактор Beat+Bassline.

    Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).


    Рисунок 9. Паттерны в аранжировке.

    На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.

    Встроенные плагины и семплы

    С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы (рис. 10).


    Рисунок 10. Панель встроенных инструментов.

    Первая кнопочка открывает самое интересное - браузер инструментов (Instrument plugins). Здесь расположены все встроенные инструменты (рис. 11).


    Рисунок 11. Браузер инструментов.

    Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

    Обратите внимание:

    → Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

    Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

    Роман Петелин

    Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

    Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

    1. документация недостаточно подробная;
    2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
    3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

    А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

    1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
    2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
    3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.

    LADSPA (Linux Audio Developer"s Simple Plugin API) - формат плагинов, который используется на платформе Linux так же широко, как VST на платформе Windows. LADSPA посвящен сайт http://www.ladspa.org .

    Скачать LMMS можно на сайте в разделе Download . На момент написания статьи актуальной является версия 0.4.4. Доступны дистрибутивы для Linux и Windows. Пускай вас не смущает номер версии (меньше, чем 1.0.0). Дело в том, что у свободного и коммерческого программного обеспечения (ПО) разные принципы нумерации версий. Коммерческое ПО:

    • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
    • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
    • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
    • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

    Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

    А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

    • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
    • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
    • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

    Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

    Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline ). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS\data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

    В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.

    Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры ), на вкладке Paths , которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS ) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

    После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

    В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

    На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.


    Рис. 1. Главное окно LMMS

    В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

    , Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
    , My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
    , My samples - библиотека сэмплов;
    , My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
    , My home - домашняя папка пользователя Windows;
    , My computer - все дисковые ресурсы.

    Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.

    В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

    Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый ). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт ).
    Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor инальный секвенсор ) - аналог окна Playlist в FL Studio.

    Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

    Доступны следующие инструменты:

    • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
    • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
    • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
    • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
    • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
    • Organic - аддитивный синтезатор;
    • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
    • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
    • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
    • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
    • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
    • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
    • Vibed - синтезатор звучания струнных;
    • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.


    Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню

    Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК , БАЛ (VOL , PAN ) - громкость, панорама.

    Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll ) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

    В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

    • Заморозить (Freeze ) - "заморозить" партию инструмента;
    • Переморозить (Refreee ) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
    • Разморозить (Unfreeze ) - разморозить партию инструмента.

    Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

    Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

    • нажмите и удерживайте нажатой клавишу;
    • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
    • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и.


    Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

    Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor ).


    Рис. 4. Редактор автоматизации

    Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN ) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX ), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

    • ОБЛ/LFO (ENV/LFO ) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
    • АКК/АРП (FUNC ) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
    • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
    • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

    а б в
    Рис. 5. Панели некоторых инструментов

    Финальный секвенсор (Song-editor ), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.


    Рис. 6. Финальный секвенсор

    Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

    Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A , B , C , D . В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN ), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.


    Рис. 7. Микшер

    Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт . Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.


    Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

    В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best ); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

    Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.